Скотт Д. Эдгар

Позитивное и негативное влияние Запада

В исследовании богословского образования в Восточной Европе Дэвид Бон рассказывает о недовольстве, выражаемом лидерами национальных церквей относительно негативного влияния Запада. Западные миссионеры характеризуются как «носители опасных богословских идей, в частности кальвинизма с его утверждением вечной безопасности верующего».1 В исследовании Линды Эйлерс говорится о проблемах, с которыми сталкиваются практически все богословские школы на пост-советской территории, и эти проблемы исходят от североамериканских профессоров, которые привозят с собой кальвинизм.2 В качестве примера можно привести ситуацию, которая сложилась в украинских учебных заведениях в связи с вопросом вечного спасения еще в 1999 году: западные преподаватели, преподающие в  

Запорожском библейском колледже, должны были подписывать документ, в соответствии с которым они обещали не преподавать эту доктрину и не устраивать дискуссий со студентами на эту тему.3 Бон называет и другие негативные аспекты преподавания западных профессоров, такие как: культурная близорукость, склонность к затворнической жизни, властное руководство, поощрение одаренных студентов к продолжению образования за границей, что, в конечном счете, приводит к «утечке мозгов». Вместе с тем, Бон говорит и о положительных аспектах западного влияния: привлечение финансирования для богословских школ, богатый опыт и обширные знания.4

 Отсутствие контекстуализации

 Хотя западные инвестиции и помощь западных преподавателей – очень важный вклад в становление и развитие богословского образования на территории бывшего Советского Союза, тем не менее, необходимо говорить и об одном очень существенном недостатке: слабая контекстуализация образовательных моделей, методов и целей, которые были напрямую импортированы с Запада. Говоря о сложившейся ситуации, Пол Стивенс утверждает, что вместо богословской контекстуализации мы получили богословскую глобализацию. Он говорит:

 Глобализация богословского образования, на мой взгляд, представляет собой формирование образовательных и духовных практик на основании достижений более молодых церквей, а также распространение, пусть и с осторожностью, западных ресурсов, взглядов и достижений западной науки. Я понимаю, что это сложное понятие обычно определяется иначе. Нынешние глобалистские подходы вредят контекстуализации. Вместо взаимного обогащения и учебы друг у друга наблюдается импорт и экспорт западной модели. Другими словами, происходит глобальное распространение западной модели без минимальной контекстуализации.5

 Стивенс также говорит о том, что у все большего количества западных преподавателей, которые учат на территории бывшего Советского Союза, часто вообще нет практики служения в поместных церквях, что способствует усугублению и без того большого разрыва между церковью и школой.6 Нужно отметить, что иностранные преподаватели вносят ощутимый вклад в развитие богословского образования, но зачастую не имеют опыта служения, что сильно вредит их преподаванию.

Ограничение негативного западного влияния

Необходимо поощрять инициативы по минимизации финансовой зависимости от западных спонсоров. Некоторые семинарии проводят активные кампании по сбору финансовой поддержки для своей деятельности в домашних церквях. У Западно-сибирского баптистского колледжа (Омск, Россия) есть своя стратегия по сбору пожертвований в местных церквях. Я преподавал в этой школе и имел честь наблюдать, как эта стратегия начала приносить плоды. Более того, западные миссионеры помогают местным церквям открывать бизнес-проекты, которые могут дать библейским колледжам и семинариям долгосрочный доход. Организация SEND International помогает местным христианам открывать пилорамы, типографии и другие организации с тем, чтобы уменьшить зависимость от западных пожертвований.

Западные преподаватели играют активную роль в достижении успеха или в провале процесса контекстуализации богословского образования. Имея это в виду, западным миссионерским организациям следует поддерживать тех преподавателей, у которых есть значительный опыт служения в их родных странах, которые обладают навыками межкультурной коммуникации, могут на месте воплощать лучшие преподавательские методики, имеют связи и участвуют в служении в тех странах, куда они едут с миссией.7 Более того, западные преподаватели должны пройти подготовку на предмет контекстуального богословия, чтобы избегать простой передачи уже готового западного материала.

Подготовка местных преподавателей

Западные эксперты согласны в лидерами национальных церквей в том, что самый важный шаг на пути к контекстуализации богословского образования состоит в формировании местного преподавательского корпуса. Однако усилия, направленные не подготовку местных преподавателей, наталкиваются на различные препятствия. Манфред Кёль утверждает, что хотя лидеры постсоветских церквей изо всех сил поддерживают идею формирования местного преподавательского состава, тем не менее, самим местным преподавателям очень трудно противостоять искушению продолжить свое обучение на Западе.8 Говоря об этом, Ральф Александер признает, что подготовка местных преподавателей за границей таит в себе большие проблемы, поскольку в этом случае вопрос контекстуализации встает еще острее, ведь получается, что «обучение происходит вне контекста нормального служения».9 Марк Эллиотт видит еще одну опасность:

Семинаристы приобщаются к западным стандартам жизни и быта, они привыкают к западным культурным ценностям, и возвращаться потом домой бывает очень трудно. Налицо негативное воздействие нарциссического материализма и индивидуализма. Но даже такие обоснованные западные стандарты, как возводимые на пьедестал производительность, эффективность и пунктуальность, доставляют выпускникам массу проблем, когда они снова должны встраиваться в общество, где основная ценность – построение отношений, а вовсе не реализация определенных задач к определенному сроку.10

В итоге мы видим, что многие потенциальные преподаватели по окончании образования навсегда остаются на Западе. Как говорит Эллиотт, эта утечка богословских мозгов представляет собой «серьезную угрозу формирования руководящего и преподавательского состава для протестантских церквей на постсоветском пространстве».11 Мириам Чартер утверждает также, что к тем, кто не возвращается в родные страны после окончания образования, часто относятся с осуждением.12

Внедрение необходимых программ

Наилучшим решением создавшейся проблемы является создание и внедрение программ повышения квалификации и получения дальнейшего образования на местах – в тех странах, где это необходимо. Эти программы должны иметь аккредитацию и признание на Западе. Так, например, Санкт- Петербургский христианский университет предлагает магистерскую программу, которая аккредитована Университетом Уэльса.13 В Киевской богословской семинарии с целью формирования местного преподавательского корпуса была запущена совместная программа с Богословской семинарией Талбота, Ла Мирада, Калифорния.14 Более того, у украинских баптистов есть магистерская программа, запущенная в сотрудничестве с Реалис-центром в содружестве с Семинарией богословского альянса, Ньюак, Нью-Йорк и Венским институтом.16

Краткосрочное обучение за границей

Хотя многие «домашние» программы специализированного обучения уже работают на магистерском уровне, подобных докторских программ пока не существует, за исключением некоторых курсов в государственных университетах. Дэвид Бон предлагает своеобразное решение этой проблемы, которое является безопасным с точки зрения сохранения преподавательских кадров,- «чередование краткосрочных периодов обучения за границей и работы дома».17 Таким образом, студенты не теряют 

связей со служением в своих странах. При такой организации учебного процесса, когда студент часто вынужден ездить домой, минимизируются риски того, что он прекращает нести служение и заниматься богословской работой дома. Аккредитованные программы такого рода уже существуют в Европе, к обучению приглашаются студенты из Центральной и Восточной Европы, стран бывшего Советского Союза. Подобное обучение предлагает Богословская школа Лондона, Европейская школа евангельского богословия (Лювен, Бельгия), а также в Международная богословская семинария (Прага, Чехия). Хотя подготовка местного преподавательского состава – дело долгое, некоторые институты (например, Запорожский библейский колледж) достигли определенных успехов, наладив партнерство с западными богословскими учебными заведениями для обучения талантливых ученых при помощи коротких интенсивных учебных сессий за границей. Некоторые украинские преподаватели получили аккредитованные магистерские степени в Колумбийской библейской семинарии по программе дистанционного обучения, в рамках которой один семестр проходит очно в основном кампусе в Колумбии (Южная Калифорния, США).18 Как видно на примере Запорожского библейского колледжа, подготовка местных преподавателей должна стать основной частью стратегии учебных заведений. Для успешной реализации такой стратегии потребуется не только финансовая помощь студентам в повышении их квалификации, но и финансирование их преподавательской деятельности дома в течение определенного периода времени. Так, в некоторых учебных заведениях (например, в Одесской богословской семинарии) разработаны особые меры по сбору финансирования с целью поддержки местных преподавателей.19

Андрей Коновальчук стал преподавателем в Запорожье в рамках реализации именно этой стратегии подготовки местных кадров. Помимо необходимости развивать местный преподавательский корпус, он говорит о том, что украинские преподаватели должны содействовать процессу обучения пасторов. По его словам, необходимо, чтобы с каждым практикующим служителем сотрудничал авторитетный академический преподаватель.20 При таком подходе необходимо расширение рамок традиционной деятельности преподавателей и построение новой системы академического патронажа. Однако пасторы, которые ведут преподавательскую деятельность, могут укрепить связи между церковью и школами и передать студентам опыт практического служения из первых рук.

С целью обучения местных преподавателей навыкам управления образовательными процессами и обучения богословию был запущен целый ряд программ. По инициативе Глобальной ассоциации трансформационного образования (GATE) из Южной Калифорнии с 2004 года проводятся семинары повышения квалификации преподавателей. Группой северо-американских специалистов в области богословского образования в сотрудничестве с Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциацией 2-4 июля 2004 был организован и проведен семинар на базе Украинской богословской семинарии в Киеве. На этом тренинге обсуждался целый ряд вопросов в области преподавания богословских дисциплин и процессах управления в образовании.

В заключение

В целом, процесс обучения и аттестации местного преподавательского состава российских и украинских семинарий проходит достаточно медленно. Западные преподаватели чаще обладают более высокими учеными степенями, преподают бесплатно и обеспечивают ценный доступ к дополнительным финансовым ресурсам. Тем не менее, подавляющее большинство западных спонсоров и национальных лидеров приходит к пониманию ключевой важности формирования местного преподавательского корпуса. Обучение за границей является источником проблем богословского, финансового, межкультурного и географического (преподаватели остаются на Западе) характера. Все эти проблемы говорят о важности подготовки преподавателей дома, недалеко от дома или в удалении от дома на очень короткие периоды времени.

Примечания:

1 Дэвид Бон, “Перспективы богословского образования, наблюдаемые на примере лидеров евангельских церквей Болгарии, Венгрии, Румынии и России” докторская диссертация, Международный колледж Тринити, 1997, 181-82.

2 Линда Эйлерс, “Когда кальвинистские и арминианские взгляды совпадают: помогая взаимопониманию северо-американских профессоров и российских студентов библейских школ” Евангельская школа Тринити, 1998, 1-4, 54-74.

3 Марк Эллиотт, е-мейл автору от 7 сентября 2007.

4 Бон, “Перспективы богословского образования,” 188-98.

5 Пол Стивенс, “Маркетинг веры – размышление об импорте и экспорте западного богословского образования,” Crux 28 (июнь 1992), 7. 6 Там же, 9-10.

7 Ценный источник для западных исследователей – работа Джудит и Шервуда Лингельфельтер Кросс-культурное обучение: воплощенная модель для учения и наставления (Гранд Рэпидс, Мичиган: Baker Academic, 2003).

8 Манфред Кол, “В направлении глобализации богословского образования: исследование возможности распространения богословского образования в Восточной Европе и страны бывшего СССР» проспект диссертации Богословская семинария Гордон-Конвелл, 15 октябя 1992, Приложение, с. 1.

9 Ральф Александер, “Оценка лидерства в пост-коммунистической Европе» доклад на Консультациях по богословскому обрзованию и развитию в пост-коммунистической Европе, Орадя, Румыния, 5 октября 1994.

10 Марк Эллиотт “Богословское образование после падения коммунизма: смешанные благословения западной помощи” Asbury Theological Journal 50 (Весна 1995), 69. 11 Марк Эллиотт, е-мейл автору от 7 сентября 2007.

12 Мириам Чартер, "Богословское образование для новых протестантских церквей России: мнение местных жителей об уместности образовательных методов и стилей" докторская диссертация, Евангельская школа Тринити, 1997, 145.

13 http://www.spcu.spb.ru/master.php  (прочитано 12 апреля 2007).

14 Д-р Анатолий Прокопчук, президент Киевской богословской семинарии, интервью автору, Киев, Украина, 18 сентября 2006. Образовательные цели и задачи магистерской программы можно узнать разделе "Программа" http://www.ktsonline.org/new/content/view/38/204/lang.en / (прочитано 12 апреля 2007).

15 Богословская семинария Альянса, Описание магистерской программы, Христианский центр Реалис, http://realis.org/en/vesor.htm (прочитано 17 мая 2007).

16 Институт TCM, “Информация о программах,”

http://www.tcmi.edu/templates/System/details.asp?id=38337&PID=431811#07CLschedule (прочитано 17 мая 2007). Магистерская программа на территории Украины. Аббревиатура TCM расшифровывается как “taking Christ to the millions” («Неся Христа миллионам»)

17 Бон, “Перспективы богословского образования,” 232.

18 Гордон Снайдер, академический декан Запорожского Библейского Колледжа, интервью автору от 19 сентября 2006, Запорожье, Украина.

19 «Призвание: Ежеквартальный вестник Одесской теологической семинарии», (лето 2006). Фонд поддержки местных учителей создан для оказания финансовой помощи национальным преподавателям.

20 Андрей Коновальчук, наставник Запорожского Библейского Колледжа, е-мейл автору от 11 мая 2007.

21 Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация, семинар для сотрудников в Киеве http://www.e-aaa.org/d/e/news/27/3E.htm (прочитано 3 мая 2007).

Печатается с сокращениями с разрешения автора по: Скотт Эдгар, “Подготовка пасторов-баптистов Украины: голос местных жителей и теоретический взгляд” докторская диссертация, Университет Уэльса, 2007.

Скотт Эдгар профессор, преподаватель религии Университета Феникса, г. Колумбия, штат Южная Каролина, а также преподаватель лидерского служения Высшей школы Краун Колледжа, г. С.-Бонифишес, штат Миннесота. Также работает в качестве преподавателя с Equipper’s Network International – организацией, занимающейся подготовкой пасторов в странах бывшего Советского Союза.

 


The East-West Church Report

Dr. Geraldine Fagan, Editor
PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Subscription Information

Annual subscriptions are $23 individuals and $54 for institutions.