Игорь Петров

От редактора: для своей диссертации, посвященной стилям руководства в постсоветских евангельских семинариях, Игорь Петров провел опрос 41 респондента, среди которых было 24 студента, 13 преподавателей и 4 руководителя учебных заведений (одно из которых на северо-западе России, одно на северо-востоке Украины и одно - на юге Украины). Хотя названия данных учебных заведений не приводятся, из их описаний ясно, что находятся они в Санкт-Петербурге, Одессе и Донецке – это наиболее известные богословские школы бывшего Советского Союза, каждая из которых имеет большое число студентов очной формы обучения. Принявшие участие в опросе 13 преподавателей (8 их которых были мужчинами и 5 – женщинами) на 80-90% были из числа местного населения и занимались преподаванием профессионально.

Интервьюирование проходило в период с февраля по апрель 2004 г. с целью выявить “мнения и взгляды студентов, преподавателей и руководителей трех евангельских учебных заведений относительно того, какие характеристики лидера они считают предпочтительными”. Автор надеется, что его  исследование поможет изжить практику авторитарного руководства и развить лидерство, исполненное духом заботы, поддержки, душевной опеки, служения и любви”.

 Во время изучения стилей руководства в русских и украинских евангельских семинариях, было выявлено восемь тем, которые относятся к развитию эффективного лидерства в евангельских учебных заведениях.

 Тема 1: Духовные характеристики

Смирение является одной из наиболее важных составляющих духовности в характере и поведении лидера. Такое акцентирование смирения объясняется по крайней мере двумя причинами: стремлением к духовности православного толка, имеющей глубокие корни в славянской культуре и хорошо представленной в русской православной церковной истории через жития святых и духовных отцов, а также желанием ограничить авторитарные тенденции, ассоциирующиеся со стилем руководства в бывшем Советском Союзе.

Респонденты однозначно осуждали всяческие проявления гордыни, приводя цитаты из Библии в подтверждение своей позиции. Вместе с этим они подчеркивали необходимость доверия Богу перед лицом любых самых сложных ситуаций, трудностей и неясностей, с которыми сталкиваются евангельские школы в России и Украине.

 Лидеры, обладающие пасторским, отцовским сердцем, духовно служащие, вызывают к себе глубокое уважение и могут эффективно работать в условиях евангельских учебных заведений. Руководители, имеющие крепкие доверительные отношения с группой поддержки, внутри которой они могут делиться своими горестями и трудностями, смогут лучше поддерживать собственное духовное здоровье, им меньше грозит опасность “сгореть на работе”.

 Тема 2: Практические навыки и личные качества

Живя в странах с высоким уровнем коррупции, респонденты особо подчеркивали важность честности и открытости лидеров, особенно в вопросах взаимоотношений, принятия решений и финансового управления. Все участники интервью акцентировали так называемые “мягкие” характеристики и личные качества лидера: смирение, понимание, сердечность, доброту, внимательность, любовь, прощение и терпимость. Лишь несколько респондентов отметили такие “жесткие” качества, как решительность, смелость, сила, твердость и уверенность. Никто не упомянул об убежденности или сильной воле. Русские респонденты оказали предпочтение более жесткому стилю руководства, тогда как большинство украинцев предпочитали “мягкие” характеристики лидера.

 Все участники опроса отвергли любую форму амбициозности или карьеризма. Это не означает, что руководители школ никогда не отличаются амбициозностью или не преследуют карьерных планов. Напротив, эти качества очень часто присутствуют, но всегда осуждаются.

Тема 3: Взаимоотношения

 Характер и качество взаимоотношений очень важны для российской и украинской коллективистской культуры, особенно акцентирующей строительство и укрепление глубоких межличностных и дружеских связей. Поскольку в славянской культуре очень развито уважение к авторитетам, руководители своим примером должны показывать, как строить отношения, исполненные доверия, заботы, взаимовыручки и искренней дружбы.

На протяжении десяти веков православной истории России главным способом обучения и наставничества был личный пример, рассказ, обряды и зрительные образы (православная церковь положила основание русскому и украинскому мировоззрению, духовности, менталитету, искусству, литературе, архитектуре, музыке и образу жизни). Эффективный руководитель евангельской школы не должен отвергать это культурно-историческое основание, напротив, должен уметь “быть на гребне культурной волны” (А. Тромпераарс и С. Хампден-Тернер, На гребне культурных волн: понимание культурного разнообразия глобального масштаба. 2 изд. [Нью-Йорк: МакГроу-Хилл, 1998]).

 Описывая нежелательные качества для лидера, респонденты указали на высокомерие, холодность и безразличие к нуждам сотрудников и студентов. Люди не хотят, чтобы руководители ими манипулировали или использовали их. И наоборот, люди высоко ценят лидеров, которые проявляют личную заинтересованность в них. При этом большинство русских и украинских респондентов указали, что руководители заслуживают уважения. Фамильярность и приятельские отношения между руководителями и подчиненными считаются неуместными.

 В отличие от западной культуры в странах бывшего Советского Союза конкуренция во взаимоотношениях воспринимается негативно. Вследствие этого, эффективный лидер должен найти способ развивать и укреплять дух сотрудничества, поддержки и служения. Идеальные лидеры строят Божье Царство, а не свои личные “царства”.

 Тема 4: Подход к принятию решений

 Общества и культуры, в которых сильны коллективистские ценности, гораздо легче смиряются с авторитаризмом своих лидеров, чем более индивидуалистичные культуры. Они быстрее позволяют руководителям принимать глобальные организационные решения. Частично это можно объяснить парадоксальностью славянской культуры. Как сказал один из респондентов: “Мы хотим сильного лидера, но в то же время, бунтуем против сильных лидеров”. На протяжении своей истории русские много страдали от жестоких законов, выживая при этом лишь потому что пренебрегали их исполнением. “Почему наше руководство такое авторитарное? – задался вопросом один наш респондент. Да потому что мы не подчиняемся законам”. Подобное положение дел наблюдается и в российских, и в украинских семинариях, в которых “последнее слово всегда остается за руководителем”.

 Тем не менее несколько последних примеров российских и украинских евангельских школ показывают, что бывший ранее эффективным авторитарный стиль принятия решений больше не работает. Руководители семинарий гораздо эффективнее справляются со своими задачами, если они привлекают к процессу принятия решений лидерскую команду, других сотрудников и студентов.

 Русские и украинские респонденты продемонстрировали противоположные взгляды на подход руководителей к принятию решений. Большинство Санкт-Петерубргских респондентов поддержали авторитарный стиль руководства, порой даже идеализируя авторитаризм. Несколько участников опроса с жаром защищали авторитаризм, поскольку считали, что он уменьшает анархию, привносит порядок, делает организационную структуру ясной и понятной, а также помогает соблюдать необходимую субординацию. В отличие от них ни один респондент из Украины не выступил в поддержку авторитаризма. Напротив, все они предпочитали видеть командное принятие решений. Все украинские респонденты поддерживали развитие более демократичного стиля руководства в своих школах.

 Тема 5: Роль лидера в разработке видения

 Один из респондентов суммировал свое понимание роли лидера задачами формирования видения. Эффективный руководитель школы “понимает организацию, предвидит ее будущее развитие, предчувствует возможные сложности и предпринимает необходимые шаги, чтобы справиться с ними”.

 Тема 6: Типы мотивации

 Российские и украинские церковные лидеры, в отличие от своих западных коллег, в целом гораздо меньше используют положительную мотивацию, слишком часто прибегая к дисциплине и наказаниям. Люди, в большинстве своем, не любят авторитарности. Также они негативно реагируют на применение в качестве мотивации манипулирования. В долгосрочной перспективе такая положительная мотивация, как одобрение, любовь, поддержка, забота, молитва и финансовая помощь, дает лучшие результаты, чем жесткая дисциплина, страх и упреки.

 Библейская и духовная мотивация остается главным видом подкрепления в евангельских учебных заведениях, особенно в ситуации, когда возможность финансового вознаграждения очень ограничена. Было замечено, что лидеры, лучше всего служащие другим, вызывают к себе доверие и выказывают личный интерес к преподавателям и студентам, всячески поддерживая их. Другими словами, лучшими руководителями для богословских учебных заведений будут те, кто больше поощряет и меньше наказывает.

Тема 7: Культурные и социальные факторы, влияющие на стиль руководства

 “Подсознательное отношение любви-ненависти к Западу является глубоко историчной чертой русской ментальности” (Мириам Чартер “Богословское образование для новых протестантских церквей России: мнения россиян об уместности образовательных методов и стилей” Евангельская богословская школа Троицы, 1997, стр. 206). Преподаватели и студенты Санкт-Петербургской семинарии были более критичны к местным методам руководства, отдавая предпочтение западному стилю, поскольку видели хороший пример западного лидерства в своем учебном заведении. В отличие от них респонденты из Одессы и Донецка были склонны видеть позитивные стороны как в западном, так и в славянском типе управления.

Русские и украинские лидеры придают большое значение взаимоотношениям, что позволяет им лучше налаживать понимание и сотрудничество с преподавательским составом. С другой стороны, национальные лидеры лишь выигрывают, если придерживаются таких положительных качеств западного руководства, как пунктуальность, внимание к организационным вопросам, реалистичное планирование и ориентация на цель. Славянские лидеры, которые учатся у своих западных коллег тому, как управлять в демократической манере, быть организованными, планировать заранее и строить хорошую организационную структуру, могут передать эти качества новым лидерам и студентам. И наконец, в процессе решения конфликтных ситуаций для русских и украинских лидеров особенно ценным оказалась склонность западных коллег больше полагаться на рациональное суждение, чем на эмоции.

Тема 8: Библейский и богословский взгляд, дающий ориентиры для подготовки лидеров

  Давая характеристику необходимым для лидера духовным качествам, большинство респондентов прибегали к Писанию. В частности, библейские примеры приводились, чтобы подчеркнуть важность для руководителя смирения, мудрости и пасторской заботы о людях. В качестве эффективных лидеров респонденты называли различных библейских героев, в том числе Иисуса, Павла, Моисея, Иисуса Навина, Давида и Иосифа.

 Интересно, что респонденты редко обращались к Библии, описывая такие сильные лидерские качества, как смелость и решительность. Они не изображали сильного духовного воина Христова, снаряженного для битвы. Вместо этого, они использовали “мягкие” характеристики библейских героев, которые заслужили похвалы за свою доброту, смирение, духовную глубину и сострадание.

 Перестройка в евангельских школах

 Ряд евангельских учебных заведений бывшего Советского Союза находятся в процессе переоценки своих целей и задач. Они готовы идти на значительные изменения своей структуры и учебных программ. Некоторые стремятся изменить подход к образованию с тем, чтобы больше соответствовать меняющейся экономической ситуации. Евангельские школы все больше стараются донести свои образовательные программы до студентов непосредственно в церквях, через различные формы дистанционного обучения.

 

Печатается с сокращениями с разрешения автора, по: Игорь Петров “Стили руководства в русских и украинских евангельских школах” докторская диссертация Евангельская богословская школа Троицы, 2007.

 

Игорь Петров координатор дистанционного обучения в Библейском колледже Троицы, Курск, Россия.

 

 

 

 

 

 

 

 


The East-West Church Report

Dr. Geraldine Fagan, Editor
PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Subscription Information

Annual subscriptions are $23 individuals and $54 for institutions.