Михаил Черенков

Какова роль миссионерской работы в условиях сложного современного мира? Раньше, когда мир был биполярным, все было ясно: западный “христианский мир” противостоял коммунистической “империи зла”. Но сегодня мы переживаем тектонические сдвиги в глобальном масштабе. В настоящее время мы говорим о социо-культурном разделении между севером и югом, государствами Третьего мира и развитыми странами. Поскольку неравенство при распределении мировых ресурсов с каждым годом лишь усиливается, а сила Pax Americana померкла и больше не способна контролировать остальной мир, образ “развитых” стран утратил былой авторитет и привлекательность в глазах государств Третьего мира. Для миссионерской географии это означает, что многие в странах Третьего мира уже не принимают то, что считают “импортным христианством” как несоответствующее местным условиям. Страны, которые традиционно отправляли миссионеров, превратились в миссионерские поля, которые еще только предстоит возделать для христианской жатвы. Миссии, протестантская рабочая этика и дух капитализма благодаря своей внутренней взаимосвязанности испытали период подъема в определенную эпоху исторического развития, но в наши дни эта взаимосвязь воспринимается негативно и препятствует обновлению миссий.

Влияние экономики и политики на миссионерство

Мировой экономический кризис и нестабильность многополярного мира негативно влияют на возможности для миссионерства. Финансовая депрессия в Соединенных Штатах привела к тому, что спонсоры стали сокращать инвестирование в миссии. Это наложило ограничения на миссии в странах бывшего Советского Союза. Интерес к служению в данном регионе катастрофически падает. К сожалению, большинство миссий и спонсоров не рассматривают в настоящий момент служение в России и остальных странах бывшего СССР как стратегически важное. Политика вновь становится краеугольным фактором в жизни и служении церквей. Сегодня тысячи российских евангельских христиан, повинуясь указке Кремля, считают грузин, американцев и украинцев своими врагами. В то же время, оказавшись в столь враждебном окружении, сотни украинских миссионеров, работающих в России, сообщают о больших трудностях для своего служения. Кроме того, десятки американских миссий испытывают давление со стороны местных властей, и  пока лидеры российских церквей хвалятся успехами, миссионеры вынуждены сворачивать свою деятельность и покидать страну.

Недовольство американским подходом

Сейчас нередко можно заметить раздражение, высказываемое в адрес методов и принципов, которым следуют западные (в основном американские) миссионеры. Для многих миссиологов неадекватность американского подхода давно очевидна. А потому Дж. Хаггаи создал свой Институт для подготовки лидеров евангелизации на базе опыта миссий в странах Третьего мира. Оказалось, гораздо более эффективно не посылать американских миссионеров в другие страны, а готовить национальных лидеров и помогать им развивать свое служение.

Необходимость качественного богословского образования

Даже руководители старой закалки согласны с необходимостью качественного богословского обучения. “В наше время всякий, кто принимает участие в служении, должен иметь духовное образование. Это должно быть обязательным требованием” – провозгласил Петр Коновальчик, бывший президент Российского Союза евангельских христиан-баптистов. Все большее число тех, кто вовлечен в христианское служение, признают необходимость высшего образования, профессиональных навыков и опыта. Очевидно, что если уровень стипендии (а не только уровень дипломов) при обучении церковных лидеров возрастет, то в церковь будет привлечена новая социальная группа, которая изменит ее демографию и сместит акценты в служении и проповеди.

Препятствия на пути эффективного сотрудничества

Эффективное международное сотрудничество в области миссий сталкивается с препятствиями из-за коллективной безответственности церквей, страха сделать первый шаг, рискнуть и испытать что-то новое, самоправедного консерватизма и воинственного сепаратизма, соперничества за души и денежные средства, ориентации на утопические количественные результаты, “проектного мышления”, некомпетентности западных и местных лидеров, веры в свою исключительность, а также собственничества. Лидеры национальных церквей говорят: “Это наши церви”, а лидеры международных организаций говорят: “Это наши деньги”.

Описанные выше тенденции свидетельствуют не только о кризисе, но также и о новых возможностях, открывающихся для церкви в мире. Кризис современного христианства, похоже, идет ему на пользу. В отличие от остальных религий, христиане проповедуют не христианство, а Христа. Церковь – не мертвое учреждение, обреченное жить прошлым, это живое сообщество верующих. Следовательно, ориентированное на людей Евангелие остается крайне важным. Мы должны помнить, что евангелизация – это не распространение знаний или доктрин, а рассказ о прекрасной встрече, которая меняет жизнь человека. Даже консервативные баптистские миссиологи призывают к тому, что церкви должны быть не островами, а пограничными зонами, где существует живая связь с реальным миром и ведется борьба за жизнь отдельных людей и общества в целом.

Я согласен с прекрасным высказыванием Александра Меня: “Христианство – это только начало”. Мы должны верить, что Бог держит в руках всю историю, а следовательно, кризисы – это часть исторического пути церкви, они случаются перед пробуждением и обновлением. Миссия церкви в мире должна постоянно реформироваться. В этом заключается секрет жизнеспособности церкви и гарантия ее успеха.

Печатается с сокращениями с разрешения автора по презентации, сделанной во время Международного Форума Евангельских Миссий, Ирпень, Украина, 24-25 октября 2008.

Михаил Черенков вице-президент Ассоциации Духовное Возрождение, Киев, Украина.

 

 


The East-West Church Report

Dr. Geraldine Fagan, Editor
PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Subscription Information

Annual subscriptions are $23 individuals and $54 for institutions.