Питер Джонсон

Примечание редактора: первая часть данной статьи была опубликована в предыдущем выпуске Вестника Служений и Церквей Восток-Запад 17 (Лето 2009).

Истоки русского национализма

Когда речь заходит о самой большой стране мира, часто всплывает фраза: “русская культурная исключительность”, которая отражает глубоко укоренившееся мнение о том, что Россия находится на более высоком культурном уровне, нежели другие народы. Говоря о своей стране, русские писатели обычно использовали такие словосочетания, как “русская самобытность” и “особый путь”.1

Хотя другие страны, в том числе Соединенные Штаты, тоже сталкиваются с подобным подходом, в случае с Россией все гораздо сложнее. Это явление уходит корнями в середину XV в., во времена непосредственно после падения Византийской империи. В 1511 г. русский монах Филофей в своем письме великому князю Василию III писал: “Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать. Твое христианское царство иным не заменится”. В течение последующих столетий концепция “Третьего Рима” питала идею русской “исключительности”. Рим был центром христианской империи, потом его место занял Константинополь – второй Рим, а третьим Римом стала Москва, оправдывающая свое превосходство над окружающими народами данной богословской доктриной.

После падения Византийской империи Россия объявила себя единственной защитницей и хранительницей христианской веры, светом для всего остального мира, а потому расширение своих границ казалось ей, в первую очередь, распространением православия, что давало ей богословское обоснование веры в русскую культурную исключительность. К XIX в. русские писатели сформулировали идею «российского мессианства», в соответствии с которой Россия выступала как спасительница мира. 

Хотя в наше время большинство россиян вряд ли согласятся с подобными эпитетами в свой адрес, отголоски этой доктрины явно прослеживаются в их нынешнем отношении к остальному миру и национальным меньшинствам. Русский шовинизм зародился вместе с созданием Российской Империи, продолжившей свое существование после большевистской революции в виде советского государства. Он и до сих пор остается актуальным для современной России.

Россия, подобно Германии, Турции, Соединенным Штатам, а также, хотя и в меньшей степени, Украине и Грузии, не просто страна. Россия существует на качественно ином культурном уровне. Такое отношение хорошо видно в показанном недавно по телевидению документальном фильме об одной сибирской секте, которой руководит самопровозглашенный “мессия”. У семейной пары, последователей “мессии” (которые на самом деле были латышами), журналисты спросили, почему они не разговаривают со своими детьми по-латышски. На это они ответили: “Учитель сказал, что в новом мире не будет никакой культуры”, следовательно, учить латышский им было не нужно. При этом у них за спиной на стене висела балалайка, они слушали русскую народную музыку, пили чай из самовара и жили в традиционной русской избе.

Для больших народов вообще типично считать свои традиции общепринятой нормой. И Россия здесь не исключение. Ее отношение к малым народам, а также своим ближайшим соседям строится на подсознательной уверенности, что русский язык является универсальным средством общения, а сама Россия, как Третий Рим, обладает божественной обязанностью править другими.

К сожалению, хотя это и неудивительно, подобные культурные предрассудки проникают и в российские церкви (как протестантские, так и православные). Я работаю с рядом российских пасторов, проводящих служение среди малых народов и поддерживающих развитие национальных языков. Один их этих пасторов, взрастивший довольно крупную церковь, в которую входит большое число представителей неславянских народов, с пафосом говорит с кафедры: “мы, славяне”, то есть человек, служащий российским неславянским меньшинствам не может удержаться от того, чтобы не пытаться втиснуть их в славянские рамки.

Одна христианская парацерковная организация, имеющая в своем наименовании слово “Евразия”, была создана в России с целью помогать христианским служениям в Украине, Грузии, Казахстане и странах Средней Азии. При этом она использовала лозунг “в поддержку русскоязычного служения”. Справедливости ради стоит отметить, что данная организация уже отказалась от этого лозунга, но сам факт, что такой лозунг вообще использовался, говорит о наличии серьезной проблемы, источником которой является стиль мышления большинства русских.

Большая ценность, которую в глазах русских имеет коллектив, еще больше усложняет это и без того сложное уравнение. В русской культуре очень глубоко укоренился страх раскола, схизмы, влекущий за собой неприятие всех, кто каким-либо образом выделяет себя из общей массы. Русским идеалом является коллективное единообразие. Восходит ли подобное мировоззрение к идеям православия, как единственной истинной вере, или же это является отражением более древних до-православных ценностей сказать трудно, но ясно одно – именно здесь кроется объяснение отношения русских к национальным и религиозным меньшинствам.

Подобно тому, как религиозные меньшинства считаются угрозой безопасности нации, малые народы, хотя и поддерживаемые официально, воспринимаются как потенциальная угроза. На государственном уровне в России пропагандируется дружба народов и национальная самобытность, однако навязываемая культура русского большинства, нередко выливающаяся в открытую дискриминацию и акты насилия в отношении национальных меньшинств, рисует совсем другую картину.

В сентябре 2006 г. в небольшом городке Кондопога на северо-западе России вспыхнул конфликт на этнической почве между русскими и выходцами с Кавказа2. Организация, назвавшая себя “Движением против незаконной миграции”, с удовольствием рапортовала о погромах, именуя их “пробуждением русского народа”3. Лозунг “Россия для русских”, довольно часто используемый подобными группами, в данном контексте выглядел крайне неуместно, ведь, как видно из названия городка, Кондопога не является исконно русской землей, этот город находится в Карелии, которая, хотя и входит в состав Российской Федерации, не является славянской территорией. Населяющие ее карелы и вепсы принадлежат к финно-угорской группе и по своему языку и культуре очень схожи с финнами. Выступать в Кондопоге под лозунгом “Россия для русских” все равно что выйти в Шотландии на улицу с транспарантом “Англия для англичан”. Это же полное отрицание существования данной этнической группы!

“В Москве все чаще происходят столкновения на расовой почве” – под таким заголовком в один прекрасный апрельский день 2009 г. вышла статья на сайте Московских Новостей - mosnews.com. В статье приводились данные московского Бюро по правам человека, сообщавшие о том, что в течение 2008 года на территории России 122 человека были убиты и как минимум 380 ранены в ходе столкновений на расовой почве. Нападения русских скинхедов на иностранцев и представителей национальных меньшинств стали “обычным явлением в Москве и Санкт-Петербурге, а также в других российских городах”4. В июле 2008 г. российский суд обвинил банду скинхедов в убийстве 20 человек в ходе жестоких нападений на представителей национальностей в Москве. После данного процесса последовал ряд обвинений со стороны правозащитных организаций в адрес российских властей, постоянно замалчивающих факты убийства на расовой почве, которые чаще всего классифицируются как простое хулиганство5. Так, в августе 2006 г. Верховный суд России вынес вердикт, в соответствии с которым убийцы девятилетней таджикской девочки были обвинены лишь в “хулиганстве”, а не в преступлении на почве национальной ненависти.

Тем не менее, рост насилия на расовой почве заставил правительство обратить внимание на эту проблему. В феврале 2009 г. Комиссия ООН по делам беженцев (UNHCR) сообщила, что президент Дмитрий Медведев признал, что в России по сравнению с 2008 г. выступления на расовой почве выросли на 30% и стали представлять угрозу национальной безопасности. Комиссия по делам беженцев также приводит высказывание заместителя министра внутренних дел Евгения Школова о том, что деструктивная угроза экстремистских атак на национальной почве “равна или в некоторых аспектах превосходит террористическую угрозу.”6

Корень этой проблемы лежит не просто в расизме. Дело здесь в глубоко укоренившейся вере русских в собственное особое положение среди других народов. В первую очередь Россия должна примириться с собой. России, точно также как и другим странам, необходимо понять, что Бог смотрит одинаково на все этнические и национальные группы, в Его глазах они обладают одинаковой ценностью. Только Иисус Христос является светом для язычников, а не какая-либо нация или народ. Вследствие этого ни одна нация не может поступать так, словно обладает данным Богом правом вершить судьбы других народов. Размер и сила государства не несут в себе самостоятельной ценности, но они наделяют его граждан обязанностью использовать эти качества во благо других.

Любовь и щедрость русских

Прожив ряд лет как среди русских, так и среди представителей малых народов, я убедился в необыкновенной способности русских любить и проявлять щедрость. Я наверное никогда не встречал более открытых и душевных людей. Однако, когда речь заходит о представителях меньшинств, будь то религиозные или национальные меньшинства, эта теплота и радушие сменяется яростным шовинизмом.

И православная, и протестантская теология подчеркивает важность проповеди и чтения Писания на родном и доступном языке, что дает христианству возможность заменить негативный национализм позитивным восприятием различных наций и народностей. Церковь, со времен апостола Павла бывшая мульти-этническим организмом, принимающим в себя все нации, должна занять осознанную и активную позицию, являя собой пример любви и терпимости. Российская федерация – мультикультурная и многонациональная страна, ее разнообразие является источником ее красоты и потенциальной силы. Тем не менее, с повестки дня до сих пор не снят вопрос: сможет ли российское общество научиться жить в гармонии с существующими в ней меньшинствами?

Как следует реагировать миссионерам?

Самим русским необходимо разобраться с существующими внутри них подсознательными расистскими предубеждениями. При этом западным миссионерам следует быть для них примером благородного отношения к представителям малых народов. Во-первых, они должны быть примером в любви и уважении к национальным меньшинствам и не идти на поводу у практики исключительности и отчуждения. Во-вторых, миссионеры своим поведением и словами должны показывать, что человеческая ценность зависит не от власти, внешнего вида или принадлежности к какой-либо культуре, но что все в одинаковой степени несут на себе отпечаток образа Божьего. Миссионеры должны выказывать должное уважение к национальным языкам и обычаям. Это означает, что они должны уделять время их изучению. В-третьих, миссионеры должны с любовью, но при этом твердо указывать на негативное отношение и поведение, направленные против представителей неславянских народов. Следует избегать любой конфронтации и обвинений, говоря истину в любви. И, наконец, миссионеры должны призывать представителей малых народов также следить за своим поведением и молиться за местные власти, как в церкви, так и в государстве. Ответственность за это лежит на обоих сторонах.

Примечания:

1 Известно также, что в русской душе рука об руку с глубокой верой в собственную исключительность идет столь же глубоко укоренившееся чувство собственной неполноценности. В работах русских писателей это напряженное противоречие хорошо прослеживается, это одновременное ощущение силы и слабости, гордости и стыда. Все это очень важно знать для понимания русского самосознания.

2 http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/5312078.stm, 4 сентября 2006.

3 http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/6084458.stm, 25 октября 2006.

4 http://www.mosnews.com/ society/2009/04/23/1270/, 23 апреля 2009.

5 http://www.guardian.co.uk/world/2008/jul/01/ raceissues.russia, 1 июля 2008.

6 http://www.unhcr.org/refworld/category, REFERENCE,,,RUS,49904c6d28,0.html, 6 февраля 2009.

 

Питер Джонсон (псевдоним) на протяжении ряда лет служил миссионером среди различных малых народов Сибири и Крайнего Севера России.


The East-West Church Report

Dr. Geraldine Fagan, Editor
PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Subscription Information

Annual subscriptions are $23 individuals and $54 for institutions.