Эндрю Раац

От редактора: первая часть этой статьи была опубликована в предыдущем выпуске Вестника Служений и Церквей Восток-Запад №18 (Лето 2010)

Дети

Мы не ожидали, что женщины в Дом Надежды придут с таким количеством детей. Благодаря детям, весь процесс реабилитации сильно изменился, социальным работникам стало намного сложнее. Каждый день приходилось решать, кто имеет право наказывать детей, как их следует наказывать, что делать с завистью матерей друг к другу, как пристроить детей в школы.

Положительным было то, что женщины с детьми гораздо реже убегали из центра реабилитации, чем бездетные. У большинства матерей существует глубинное желание обеспечить детям хорошую жизнь в будущем. Бывает, что именно ребенок (один или больше) сдерживает женщину и не дает ей вернуться к прежнему образу жизни. Мы всегда стремимся к тому, чтобы дети были с матерями, учим их воспитывать детей, насколько это возможно. Органы соцзащиты рекомендовали отдать ребенка одной пришедшей в наш центр женщины в государственный дом ребенка из-за ее неспособности обеспечить ребенку должный уход. Мы отказались принять женщину без ребенка, теперь же мы с радостью наблюдаем, как она постепенно становится замечательной мамой.

Безграмотность

К нашему удивлению, образовательный уровень девушек, приходивших в Дом Надежды, был на крайне низком уровне. Практически все были безграмотны, они не умели даже читать. Наши изначальные планы по обучению их профессиям, английскому языку, компьютерной грамотности пришлось отложить. Начинать нужно было с чтения и правописания. На раннем этапе работы нам пришлось взять штатного учителя румынского и русского языков.

Некоторые девушки поступили к нам с диагнозом "умственная неполноценность", но на поверку оказалось, что они просто глубоко травмированы и необразованны. У большинства девушек развитый интеллект с высокой восприимчивостью и пониманием языка жестов человека. Многие годы их жизнь зависела от способности понимать эмоции других людей. Хотя они не обладали математическими или лингвистическими навыками, они побивали рекорды по пониманию языка жестов.

Зависимость от "приятелей"

Женщины, которым мы служим, испытали на себе самое жестокое обращение, но, тем не менее, они все равно сильно привязаны к своим старым "приятелям". У них искаженное понимание любви, они не могут оценить всей тяжести того нечестия, которое с ними творили их сутенеры. У нас есть правило: никаких сотовых телефонов в Доме Надежды, никаких визитов мужчин и строгое ограничение внешних контактов, особенно в первые недели реабилитации.

Подбор сотрудников

Мы столкнулись с большой текучестью кадров, поскольку служение жертвам сексуального рабства - очень напряженная работа, никакое обучение не может подготовить к этой работе полностью. Теоретическая подготовка не всегда воплощается на практике, обучение в непосредственной работе - самая полезная вещь. Мы строго следим, чтобы сотрудники проводили время вне центра. Им нужна передышка, по этой причине им не дозволяется оставаться в Доме Надежды по выходным.

Один из признаков Восточно-Европейской культуры - воспитание через стыд. Нужно отметить, что почти всех девушек, которые приходят в Дом Надежды, мучили стыдом везде и всегда. Мы решили, что наш центр должен быть местом любви и принятия, милости и благодати. В культуре, основанной на стыде, мы усиленно учим наших сотрудников не стыдить девушек, но пытаться их понять.

Глубокая травма

Каждому из нас крайне сложно понять всю глубину травмы, которую пережили жертвы сексуального рабства. Наш консультант больше всех знает, через какие страдания они прошли, но это информация личного характера. Сотрудники Дома Надежды должны осознавать тяжесть травмы, которую испытали женщины, к ним нужно относиться с терпением и пониманием. Мы понимаем, что гнев и ярость, которые исходят от реабилитантов, объясняются не их характером или неблагодарностью, а травмой, которую они пережили. Под тяжестью опыта эмоции бурлят, выливаясь потоками злости на сотрудников и других реабититанток. Нам приходится учиться не отвечать им тем же.

Вопросы частной жизни

Мы с большой осторожностью допускаем посторонних людей в Дом Надежды, но со временем мы поняли, что случайные посетители не наносят особого вреда. Мы с удивлением обнаружили, что молдаване - люди чрезвычайно открытые. В Домах Надежды в Индии нет фотоаппаратов, т.к. девушки их боятся. Девушки в Молдове, напротив, намного охотнее говорят о своем прошлом, иногда даже показывают свои фото в борделях.

И все же мы не злоупотребляем их открытостью, не афишируем их истории, не выставляем напоказ их фотографии. Даже когда собираем средства на работу центра, мы не показываем личных фотографий и не раскрываем имен. Их уже эксплуатировали ради денег, мы так с ними поступать не можем. Мы стараемся избежать эмоций при сборе средств.

Длительный процесс

Реабилитация жертв сексуального рабства - процесс долгий. Работа с одним человеком вполне может занять до десяти лет, хотя редко когда женщины остаются в центре реабилитации так долго. Процесс исцеления нельзя пройти быстро. Мы стараемся создать атмосферу семьи для наших женщин, помогаем правильно решать конфликтные ситуации, поддерживаем их, помогаем им начать новую жизнь.

Духовная битва

Даже в светском мире люди признают рабство величайшим злом. Пытаясь отвоевать жизни девушек, мы проходим многомесячные духовные сражения, проводим время в молитвах и постах. Мы благодарны людям по всему лицу Земли, которые молятся за наше служение, за коллектив, за женщин и детей, которые теперь находятся под нашей опекой. Молитвенная поддержка крайне важна, т.к. мы сталкиваемся с огромным сопротивлением. Нам нужно четко понимать и видеть, куда ведет нас Бог. Дом Недежды - служение реабилитации полного цикла, мы стараемся помочь каждой женщине обрести телесное, эмоциональное и духовное исцеление.

Практические вопросы

* Мы изымаем сотовые телефоны в первый же день, чтобы бывшие "приятели" не могли контролировать девушек или оказывать на них давление.

 * Мы никого не заставляем обратиться в христианство, не манипулируем девушками, чтобы привести их к вере. Но мы доводим до сведения всех девушек, что мы - христианский дом с высокими нравственными стандартами. Мы не разрешаем реабилитанткам ходить в бары и пить алкоголь, поскольку наша задача - вырвать их из негатива прошлого. Поскольку каждый человек в Доме Надежды - часть единого целого, мы все вместе посещаем воскресные службы в маленькой поместной евангельской церкви. В этой общине девушек принимают и любят без каких бы то ни было условий. Члены этой церкви служат в Доме Надежды волонтерами. Также мы признаем, что исцеление - в руках Божьих. Каждой девушке нужно чудо, которое намного важнее для восстановления, чем консультирование или забота, которые она получает в Доме Надежды.

* В Доме Надежды мы стремимся к максимальной честности. Ложь была неотъемлемой частью жизни каждой из реабилитанток до того, как они попали к нам. Мы должны разорвать порочный круг лжи. Пока они не столкнутся с истиной в жизни, они неспособны отличить правду от лжи. Поэтому у каждого нашего сотрудника должен быть здоровый скептицизм. Одна наша сотрудница выросла в семье, где было много лжи, теперь у нее невероятный дар обнаруживать ложь. К несчастью, реабилитантки владеют искусством лжи в совершенстве, нам нужно уметь обнаруживать обман, иначе наши усилия не увенчаются успехом.

* У наших реабилитанток большое искушение прятать вещи. Когда мы раньше получали помощь в виде одежды, девушки сами брали то, что хотели, а мы потом находили все это у них под кроватями. Теперь у нас есть специальный сотрудник, которые сортирует и раздает вещи, в соответствии с нуждами каждого. Нам пришлось объяснять, что по мере роста детей их одежду нужно передавать младшим, эта одежда не принадлежит ребенку или его матери.

Сильные семьи - лучшая защита от сексуального рабства

Сексуальное рабство существует по многим причинам, но основные - это нищета и плохая атмосфера в семьях. Девушкам из бедных семей ничто не угрожает, если они растут в полноценных семьях. Другие факторы, способствующие сексуальному рабству: коррупция, плохое образование, нарушение прав женщин. Хотя все эти вещи потворствуют сексуальному рабству, я убежден, что самая надежная защита девушек против работорговцев - крепкая семья.

Ситуация с семьями в Молдове не способствует искоренению сексуальной работорговли. Большинство детей в Молдове растут без одного или без обоих родителей. Если один или оба родителя работают за границей, дети оказываются без должного родительского попечения, у них нет примера полноценного брака. Другие семьи рушатся по причине разводов или смерти одного из супругов. Даже девушки из полноценных семей очень часто подвергаются сексуальному или физическому насилию. Многие наши реабилитанты - из семей алкоголиков или из государственных детских домов. Если церковь Молдовы хочет бороться против сексуальной работорговли, она должна стать семьей для тех, у кого семьи нет, дать родителей тем, у кого их нет. Нужно, чтобы члены церквей пошли добровольными наставниками в каждый государственный детский дом, чтобы они стали ближними бездомным детям, чтобы они являли людям образец здорового брака. Каждая церковь должна проповедовать против физического и сексуального насилия, защищать девушек и юношей, жертвовать временем ради детей в своих деревнях и городах, любить их. Церкви должны оставить свои доктринальные споры и начать работать друг с другом, начинать вести скоординированную работу, направленную на искоренение сексуального рабства как явления.

Заключение

Пришло время, когда церковь должна встать в полный рост и объединенными силами дать бой беде сексуальной работорговли. Мы должны помнить, что это наши девушки, наши дочери. Нельзя осуждать жертв работорговли, нужно всеми силами помогать женщинам, которые никогда не знали настоящей любви. Нужно действовать. Потребуются силы, время, деньги для работы с детьми в городах. Очень трудно с любовью воспитывать детей, у которых нет понятия о дисциплине. Очень дорого поддерживать местные служения, подобные Домам Надежды. Очень опасно переходить дорогу тем, кто наживается на работорговле. Может быть, через десять лет мы будем читать книгу Виктора Маларека "Наташи" как историю, а не описание действительности. Не должна ли церковь взять под защиту всех потенциальных “Наташ” в городах и деревнях? Настанет ли такое время, когда все Дома Надежды в Молдове закроются за ненадобностью? Я молюсь, чтобы так и было.

Эндрю Раац и его жена Нэнси - миссионеры организации "Жатва Молдовы", служения Ассамблеи Бога в Кишиневе, Молдова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


The East-West Church Report

Dr. Geraldine Fagan, Editor
PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Subscription Information

Annual subscriptions are $23 individuals and $54 for institutions.