Пятидесятники и харизматы в России

Торстен Лефстедт

Пятидесятническо-харизматическое движение - третье по величине религиозное течение в России, по численности стоящее сразу после Русской Православной Церкви (РПЦ) и ислама. Масштаб движения постоянно нарастает. В России укоренились три деноминации пятидесятников. Самая большая - Российская церковь христиан веры евангельской (РЦ ХВЕ), иногда ее еще называют Российской церковью евангельских христиан, ее численность - приблизительно 300 тыс. членов, включая детей, около 1300 общин. Возглавляет эту деноминацию Эдуард Грабовенко (www.hve.ru). Далее следует Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (РосХВЕ(п)), его возглавляет Сергей Ряховский (www.cef.ru). Третья по численности пятидесятническая церковь - незарегистрированная Объединенная церковь христиан веры евангельской (ОЦ ХВЕ), которую возглавляет Иван Федотов.

Различия этих трех деноминаций на сегодняшний день незначительны. Все верят в Троицу, все практикуют крещение по вере, все верят в исцеление по молитве, все принимают говорение на иных языках. РЦ ХВЕ Грабовенко укоренена в традиционном российском пятидесятничестве, имеет тесные связи с Ассамблеей Бога, в эту церковь входит много харизматических общин. РосХВЕ(п) Ряховского представляет собой организацию-"зонт", туда входят разнообразные церкви неохаризматического толка, включая Церковь Веры, а также более традиционные общины.

Обманчивые цифры

Отдельные общины в этих деноминациях независимы и свободны, другие - зарегистрированы в одной деноминации, но на практике скорее симпатизируют другой. Выдающийся пример - Церковь Нового Завета в Перми. Эта община формально относится к союзу Ряховского, но ее старший пастор, Грабовенко, сам является главой РЦ ХВЕ. Такие примеры сильно затрудняют сбор статистических данных, которые бы адекватно отображали реальность российского пятидесятничества, как говорит Роман Лункин ("Статистические данные пятидесятнического и харизматического движений", Вестник церквей и служения Запад-Восток, №13, Зима 2005).

Корни

Первая по-настоящему пятидесятническая община на территории России была основана в 1911 году в результате проповедей Леви Петруса и Т.Б. Барратта в Хельсинки, Финляндия, которая в то время входила а Российскую Империю. Именно оттуда в Санкт-Петербург с миссией отправились Александр Иванов и Николай Смородин. Уже в 1914 году в Санкт-Петербурге была основана община под названием "Общество Евангельских христиан в духе апостолов". Иванов и Смородин в конечном итоге стали пятидесятниками-единственниками, их прямыми богословскими потомками оказались Евангельские христиане в духе апостолов - объединение приблизительно семидесяти общин пятидесятников-единственников.

Самые большие пятидесятнические деноминации были основаны благодаря миссионерской работе Ивана Воронаева, репатрианта, деятельность которого спонсировала Ассамблея Бога, именно он основал в 1926 году Всеукраинский Союз христиан веры евангельской в Одессе. В следующем году был основан Национальный (всесоюзный) Союз христиан веры евангельской, и это говорит о том, что Воронаев собирался распространить пятидесятническое движение по всему Советскому Союзу. Под эгидой этого союза открывались церкви в России и Украине, но он был закрыт сразу после обнародования 8 апреля 1929 года сталинского закона о религиозных объединениях. В 1930 году Воронаев был арестован и умер в одном из сталинских трудовых лагерей. Постоянно происходили аресты других руководителей пятидесятнического движения, некоторые были казнены советской властью. Репрессии пятидесятников продолжались вплоть до конца 1980-х, движение пятидесятников росло, но очень медленно.

Украина и западные территории

Большинство руководителей РЦ ХВЕ (Грабовенко) – этнические украинцы, пасторы многих пятидесятнических общин – выходцы из Украины или Белоруссии. Движение пятидсятников достигло западной Украины и Белоруссии в 1920-х, отчасти это произошло по причине репатриации многих украинских и белорусских иммигрантов из Соединенных Штатов. Также свой вклад внес Густав Шмидт – русский немец, миссионер от Ассамблеи Бога. Он совершал служение в Польше в период 1920-1925гг, основал Библейский институт в Гданьске в 1930г, там проходили обучение служители-пятидесятники из Восточной Европы. В 1929г. многие новообразованные пятидесятнические церкви, в основном, из восточной части Польши объединились и образовали Союз христиан веры евангельской Польши. В 1939г. Советский Союз аннексировал часть польских территорий, которые ныне входят в состав Белоруссии, Украины и Литвы. Многие общины пятидесятников, которые ранее принадлежали польскому союзу, теперь оказались на территории Советского Союза. Хотя эти общины также очень сильно пострадали от советских репрессий, тем не менее, именно здесь, в западных регионах Советского Союза, пятидесятническое движение успело сильно укорениться.

 Во время II Мировой Войны Белоруссия и Украина частично оказались в нацистской оккупации, некоторым общинам пятидесятников было позволено получить формальную регистрацию у оккупационного правительства. После освобождения этих территорий легальный статус пятидесятнических общин был сохранен, но в августе 1945г. их в обязательном порядке объединили в другими протестантскими деноминациями по эгидой Союза евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), который контролировало государство. Многие общины пятидесятников были расформированы, другие же ушли в подполье. Вскоре многие пятидесятники ушли из ЕХБ, отчасти по причине того, что многие традиционно пятидесятнические практики были под запретом. Несогласные предпочли действовать на свой страх и риск без регистрации, не подчинившись требованиям ЕХБ. В последующий период пятидесятники неоднократно предпринимали попытки получить официальную регистрацию своей деноминации, но безуспешно.

Новая свобода

Еще до принятия и обнародования советского закона «О свободе совести и религиозных организациях» 9 октября 1990г. русские пятидесятники, входившие в Союз ЕХБ, в массовом порядке вышли из этого союза и создали Союз пятидесятников совместно с автономными церквями пятидесятников. Первый конгресс Союза христиан веры евангельской прошел 14-16 мая 1990г. В 2004г. эта деноминация сменила свое название на Российскую церковь христиан веры евангельской. Своим интенсивным ростом эта деноминация обязана, в основном, тысячам миссионеров, которых отправляли украинские и белорусские пятидесятнические церкви в конце 1980-х и в 1990-х.

Заграничные миссионеры

После публикации нового закона в 1990г. в Россию прибыли тысячи миссионеров из-за границы (Европа, Америка, Корея). Они начали открывать новые церкви. Многие из этих миссионеров были связаны с неопятидесятническими и харизматическими движениями, которые стали конкурировать с традиционными пятидесятниками. Среди этих движений нашлись приверженцы богословия процветания, например «Слово Жизни» из Швеции, «Новое поколение» из Риги, «Посольство Божье» из Киева. Их проповедники учат, что воля Божья состоит в процветании и здоровье верующих здесь и сейчас; для этого нужна только вера. Для многих россиян, которые выросли в Советском Союзе и были лишены благ капитализма, но отчаянно к ним стремились, не понимая необходимости тяжелого труда для их достижения, такая версия Евангелия показалась привлекательной.

Новые ограничения

Закон 1997г. «О свободе совести и религиозных объединениях» заставил многие традиционные и неохаризматические церкви объединиться, т.к. в законе говорилось, что деноминации, которые существовали на территории России менее 15 лет, могли обрести статус юридического лица, только если они присоединятся к одной из официально признанных деноминаций. Таким образом, многие общины, которые были основаны европейскими, американскими или азиатскими миссионерами, присоединились в РЦ ХВЕ с целью получения государственной регистрации. В результате РЦ ХВЕ выросла по числу церквей и прихожан, но единство Церкви оказалось под угрозой. Кстати, многие считали РЦ ХВЕ скорее зонтичной организацией, в которую входят де факто независимые общины, чем настоящей деноминацией. В 1999г. руководство РЦ ХВЕ предприняло шаги к формированию единого учения и практики общин, входящих в РЦ ХВЕ. Некоторые заимствования из западного неопятидесятничества были отвергнуты, включая богословие процветания. Работа по централизации РЦ ХВЕ с тех пор была продолжена. Руководители некоторых самых больших общин получили повышение и стали епископами РЦ ХВЕ. В мае 2000г. Президент РФ Владимир Путин поделил страну на семь (на сегодняшний день восемь) федеральных округов, назначив своих представителей в каждом регионе. Подобным образом, руководство РЦ ХВЕ присвоило нескольким епископам статус «епископов федеральных округов», каждый из которых подчиняется ответственному епископу в Москве в пределах своей юрисдикции.

Однако не все пятидесятники пожелали присоединиться к РЦ ХВЕ. Некоторые общины по-прежнему с подозрением относятся ко всем формам государственной регистрации. Такие церкви объединились и создали более неформальную организацию под названием Единая церковь христиан веры евангельской. Другие под руководством Сергея Ряховского создали альтернативное объединение. Ряховский, будучи из нерегистрированных пятидесятников, имея тесные связи с Церковью Божьей в Кливленде (американская деноминация пятидесятников), основал организацию зонтичного типа в 1997 и назвал ее РосХВЕ(п). Многие харизматические церкви, среди которых «Слово Жизни» в Москве со своими сестринскими церквями, присоединились именно к этому союзу, поскольку здесь им предоставлялась большая степень свободы в вопросах организации, богословия и практики. В союз Ряховского ныне входит порядка двадцати небольших деноминаций, РосХВЕ(п), таким образом, является менее централизованной организацией, чем РЦ ХВЕ Грабовенко.

Улучшение отношений между пятидесятническими объединениями

Отношения между двумя ведущими деноминациями пятидесятников в России в течение некоторого времени были достаточно напряженными: традиционные пятидесятники обвиняли неохаризматов в воровстве паствы, но в последнее время картина меняется к лучшему. Я полагаю, что их отношения будут улучшаться и далее. В 2009г. Эдуард Грабовенко был избран на пост начальствующего епископа РЦ ХВЕ; как уже было сказано, мегацерковь, которую он основал («Церковь Нового Завета» в Перми), до сих пор входит в Рос ХВЕ (п). Стиль его проповедей напоминает стиль неохаризматских проповедников. На счету его общины открытие большого количества новых церквей (по некоторым подсчетам, 400), а в ноябре 2010 его пригласили проповедовать на конференции «Церквей Веры» (деноминация, водящая в РосХВЕ (п), к которой относятся общины церкви «Слово Жизни»). Омрачает ситуацию то, что 15 июля 2010г. был убит Артур Сулейманов, РЦ ХВЕ епископ Дагестана. Первым свои соболезнования выразил Артур Симонян, старший пастор церкви «Слово Жизни» в Ереване, Армения. Сергей Ряховский (Рос ХВЕ (п)) приехал на похороны вместе с руководством РЦ ХВЕ, и это стало свидетельством солидарности руководства самых больших союзов пятидесятников.

Развитие событий в учении богословия процветания

Два объединения, о которых шла речь выше, продолжают сближаться как в богослужении, так и в богословии. В РЦ ХВЕ богослужения стали приобретать все более харизматический характер, церковь «Слово Жизни», подобно материнской церкви в Упсала (Швеция), сместила акцент с богословия процветания, ее учение становится все более зрелым. Многие общины, которые продолжили идти по пути теологии процветания, погрязли в скандалах. Это касается, прежде всего, «Посольства Божьего» Сандея Аделаджи в Киеве и церкви «Новое Поколение» Алексея Ледяева в Риге (Латвия). Некоторые церкви, придерживающиеся богословия процветания, вынуждены были переосмыслить многие вопросы в учении и богослужении. Тем не менее, в «Слове Жизни» до сих пор проповедуют богословие процветания, о чем говорится в символе веры Ассоциации христиан веры евангельской церквей веры, субденоминации под руководством московской церкви «Слово Жизни». Там говорится о полном процветании или полноценной жизни: «Своей жизнью, смертью и воскресением Иисус показал, что Бог желает спасения человека в духе, душе и теле, и Божья воля состоит в том, чтобы каждый человек жил в божественном здоровье, божественном процветании, был по вере победителем во всех сферах жизни: духовно, душевно, физически, экономически, социально» (www.wolrus.org). 

Но Ульф Экман, основатель движения «Слово Жизни» в Швеции и России, теперь заявляет, что человек не должен стремиться к богатству как таковому. Богатство, дарованное в качестве ответа на молитву, нужно использовать на служение, для помощи бедным и проповеди Евангелия. С другой стороны, нужно отметить, что РЦ ХВЕ Грабовенко в целом стала придерживаться более сбалансированного понимания богатства, подобно позиции «Слова Жизни». Павел Бак, до недавнего времени бывший вторым лицом РЦ ХВЕ, а теперь возглавляющий юридический отдел деноминации, в интервью от 3 сентября 2010г. объяснил это так: «Если богатство является наивысшей формой самовыражения человека, то это свидетельствует о присутствии греха в сердце человека. Если богатство – средство, данное Богом для реализации божественного видения, то это угодно Богу и принесет большой плод как для самого человека, так и для тех, кто его окружает» (www.hve.ru).

Старший пастор московского Слова Жизни, Маттс-Ола Исхоел (норвежец, работает в Москве с 1998г.) – первый заместитель председателя Рос ХВЕ(п) Ряховского. В то же время, он обладает авторитетом среди руководителей РЦ ХВЕ Грабовенко, ряд пасторов РЦ ХВЕ проходили обучение в библейской школе Слова Жизни в Москве. Участие молодежи из церкве РЦ ХВЕ в деятельности Слова Жизни приветствуется, один из заместителей Грабовенко, Владимир Мурза, недавно участвовал в поездке в Израиль, которая была организована церковью Слово Жизни.

Сближение пятидесятников и харизматов

Руководители РЦ ХВЕ и РосХВЕ(п) входят в Консультативный совет глав протестантских церквей вместе с адвентистами и евангельскими христианами-баптистами. Этот Совет принял 40-страничный документ «Социальная позиция протестантских церквей», в котором разъясняется позиция протестантских деноминаций по ряду острых вопросов, как, например: аборты и биомедицинские исследования. Если на Западе для неохаризматов характерно отсутствие социальной направленности, то российские пятидесятники и харизматы достаточно активно занимаются социальной деятельностью. Церкви участвуют в разного рода социальной работе с заключенными, алкоголиками, наркоманами и беспризорными детьми.

Люди привыкают к тому, что раньше им казалось новым и неприемлемым. В этом одна из причин сближения двух пятидесятнических направлений. Русские пятидесятники не всегда знают о том, что их богослужебные песни переведены с английского языка. Более того, все евангельские деноминации на постсоветском пространстве сталкиваются с проблемой продолжающейся эмиграции верующих на Запад, особенно в Соединенные Штаты. Отчасти по этой причине пятидесятнические и харизматические церкви в России уже не так бурно растут, как в 1990-х. По мере того, как руководители церквей уезжают в Америку, остро встал вопрос выживания пятидесятнических и харизматических общин. Они начали понимать, что нужно держаться вместе. Деятельность иностранных миссионеров после 1990-х резко пошла на спад, а после финансового кризиса 2007г. стало гораздо меньше денег. Недостаточное финансирование также является сближающим фактором. В прошлом миссионеры стремились создавать церкви по образу своих родных общин, из которых они вышли, не думая о работе с местными деноминациями, теперь же и время, и ситуация изменились.

Примечание редактора: для изучения истории российского пятидесятничества автор рекомендует книгу Владимира Франчука «Просила Россия дождя у Господа» (Киев, издательство «Свитанкова зоря», 2003).

Торстен Лѐфстедт ведущий преподаватель по изучению религии в университете Калмара, Калмар, Швеция.


The East-West Church Report

Dr. Geraldine Fagan, Editor
PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Subscription Information

Annual subscriptions are $23 individuals and $54 for institutions.