Пол Гобл

Демография

Количество протестантских церквей на Дальнем Востоке России в настоящее время превышает число находящихся здесь приходов Русской Православной Церкви. По мнению религиоведов, эта тенденция является отражением двух фактов – самобытности данного региона и анти-московских настроений населения Сибири и Дальнего Востока. Забайкальское Информационное Агентство сообщает, что “самые «протестантские» регионы Дальнего Востока - это Приморский и Хабаровский края”. В Приморье зарегистрировано 178 протестантских общин, при том, что у Русской Православной Церкви здесь 89 приходов. 

(www.zabinfo.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid= 71103&mode=thread&orderthold=0). Среди деноминаций лидируют пятидесятники, пресвитериане, евангелики и адвентисты, сообщает Информационное агентство, хотя в регионе присутствуют также и “десятки других” направлений. Мусульмане, иудеи и буддисты сильно отстают от протестантов по количеству культовых сооружений, имея лишь шесть мечетей, семь синагог и четыре буддийских пагоды. Ситуация в Хабаровском крае аналогична. “Из 163 религиозных организаций 96 – протестантские”, это вдвое больше, чем у православных. Более того, преимущество протестантов продолжает расти. Это происходит не только из-за образования все большего числа протестантских общин и строительства новых церквей, но и потому что православная церковь, испытывая недостаток в средствах и прихожанах, вынуждена закрывать некоторые свои приходы. В прошлом Московский Патриархат подчеркивал, что общины протестантов гораздо слабее православных церквей по числу прихожан, активности и размерам пожертвований. Последний же репортаж свидетельствует об обратном (хотя его авторы и не делают такого вывода). Подобная картина – подъем протестантизма и спад активности православия – прослеживается и на остальной территории Сибири. В Красноярске сейчас 111 протестантских церквей, в Иркутске – 97, в Свердловске - 94.

Zabinfo.ru отмечает, что пятидесятнические и харизматические церкви “наиболее распространены”. Пастор Константин Бендас, администратор Объединенного Союза Евангельских христиан России, считает, что «У этого феномена есть давняя история. Православие пришло на эти территории достаточно поздно. В Сибирь и на Дальний Восток ссылали представителей нетерпимых в Российской империи конфессий. Многие уходили от гонений - молокане, духоборы, менониты, штундисты и так далее. В советские времена на Дальний Восток ссылали избежавших расстрела священнослужителей. Таким образом, там сконцентрировалась элита русских протестантов». Комментируя данный репортаж, редакция сайта Religiopolis.org отмечает, что эта тенденция, имеющая, по их мнению, глубокие исторические корни, также отражает ряд современных реалий, в том числе этническую неоднородность данного региона, внутреннюю и внешнюю миграцию, а также традиционную тягу к независимости.

(www.religiopolis.org/news/1373-dalnij-vostok-rossii-otkazalsja-ot-pravoslavija.html.)

“Социальная открытость” протестантизма и его приверженность публичному действию, считает Religiopolis.org, делает его более привлекательным для народов Сибири и Дальнего Востока, чем сосредоточенное на самом себе православие, во всяком случае в настоящее время.

Политика

Подъем протестантизма в Сибири и на Дальнем Востоке пугает не только МосковскийПатриархат с его претензией говорить от лица всех этнических русских, являющихся, как утверждается, православными по рождению. Это вызов политическому контролю Москвы в данном регионе, ведь сибирская независимость и протестантизм могут подпитывать друг друга. Действительно, один из главных аргументов сибирского националистического движения состоит в том, что Сибирь никогда не знала крепостничества и имеет скорее протестантскую трудовую этику как в Соединенных Штатах, а не на остальной территории Европейской России. Расцвет протестантского движения в данном регионе будет лишь усиливать эти различия, особенно если Московский Патриархат будет продолжать свою враждебную по отношению к протестантизму политику.

Отредактированные отрывки печатаются с разрешения по: Пол Гобл, “Количество протестантских общин на Дальнем Востоке превысило число приходов РПЦ” Окно в Евразию, 8 ноября 2010.

Пол Гобл, редактор журнала Окно в Евразию, заслуженный специалист по этнографическим и религиозным вопросам Евразии. Ранее занимал различные государственные посты в США, а недавно стал директором по исследованиям и публикациям Азербайджанской Дипломатической Академии.


The East-West Church Report

Dr. Geraldine Fagan, Editor
PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Subscription Information

Annual subscriptions are $23 individuals and $54 for institutions.