ВОСТОК-ЗАПАД

Вестник Служений и Церквей

Осень 2011 Том 19, № 4

Просто христианство: преподавание этики в украинских средних школах

Мэри Рабер

После распада Советского Союза в среднем образовании появился провал, который до сих пор не заполнен. Люди сколь угодно много могут иронизировать на тему формализма и ритуальной составляющей советской средней школы, но нужно отметить, что сегодня очень не хватает именно той стабильности, которая была тогда. Эпоха независимости принесла с собой горькие плоды в жизнь молодежи: деградация института семьи, наркомания, алкоголизм, СПИД, торжество насилия в СМИ. Вместе с коммунистической идеологией ушла и нравственная основа, так что деятелям от образования приходится тщетно искать новую основу и новые ценности, на которых можно было бы построить образовательный процесс.

Во время религиозного бума конца 1980-х – начала 1990-х многим людям казалось, что возврат к христианским ценностям поможет в решении всех социальных проблем постсоветского периода, но никто не понимал, как на этих ценностях можно построить школьное образование. В поисках помощи чиновники тогда обратили свой взор на Запад. Самый яркий пример – случай с КоМиссией, которая представляла собой консорциум 80 американских миссионерских организаций, сотрудничавший с российским министерством образования в 1992 году. Цель того сотрудничества – разработка моральных и этических программ для средних школ. Эта инициатива в конечном счете провалилась, отчасти по причине того, что КоМиссия, будучи недостаточно осведомленной в вопросах исторической роли православия в России, представила свою программу с евангельским уклоном.1 Начались серьезные дискуссии на тему приемлемости религиозного обучения в общеобразовательных школах.

В Украине уже два десятилетия продолжается спор между светскими и христианскими преподавателями, государственными чиновниками и гражданами.2 Все признают необходимость нравственного образования, но встают вопросы национальной идентичности, места религии в общественной жизни, а также вопросы защиты детства и юношества.

В этой статье будет представлен краткий обзор истории и нынешнего положения дел в вопросе преподавании христианской этики в общеобразовательных школах Украины, будет также обобщен опыт нескольких евангельских активистов. Здесь мы видим две связанные друг с другом точки зрения. Один подход формируется в рамках национальной государственной политики построения консенсуса между разными христианскими конфессиями. Другой подход говорит о важности обучения принятию жизненно-важных решений, этот подход отстаивают профессиональные христианские педагоги-добровольцы, ведущие преподавание по таким дисциплинам, как: наркотическая и алкогольная зависимость, сексуальная нравственность, дружба, принятие решений. Многие частные инициативы, физические лица и церкви продолжают объединяться в неформальные сети для разработки и распространения учебных материалов, проводят конференции, ведут воспитательную работу и в обществе в целом, и среди учеников средних школ.

 Христианская этика 1990-х гг.

 Общеизвестно, что в момент провозглашения независимости в 1991 году в Украине существовал повышенный интерес к религии вообще и к христианству в частности. Казалось, что наконец, после десятилетий репрессий христиане оказались нужны. Тогда им был открыт доступ в средние школы, где они могли говорить о вере на общешкольных собраниях и даже проводить регулярные занятия по изучению Библии.

В тот период христиане преподавали в средних школах на частной основе. Методические материалы для учителей воскресных школ только начинали появляться, но не было никаких ресурсов для организации учебного процесса в общеобразовательных школах, так что учителям приходилось импровизировать. Иногда они добивались успеха. Например, в 1992 году Татьяна Санникова, профессиональный учитель начальных классов и одновременно прихожанка центральной баптистской церкви Одессы, начала преподавать библейскую этику в пятых-шестых классах школы №26. Понимая, что власти в любой момент могут запретить эту инициативу, она готовила каждый урок как последний. В конечном итоге, она проводила свои библейские уроки в течение 12 лет, а в 2004 году опубликовала собрание своих уроков.3 Однако было много проблем.

 Немногие педагоги хорошо знали Писание, так что волонтерские уроки были неоднородны по качеству. Одна баптистка из самых лучших побуждений ходила по всем школам города и рассказывала ученикам про приближающийся конец света!4 Более того, между разными конфессиями начались трения (например, между баптистами и пятидесятниками) из-за того, что они приходили преподавать в одни и те же школы. В некоторых местах православные стали претендовать на первенство в вопросах религиозно-культурного обучения, на директоров школ стало оказываться давление с целью запрета доступа неправославных учителей в школы. Иногда родители возражали против обучения их детей чуждым религиозным традициям. Некоторые директора школ решили, что проведение христианских уроков в государственной школе неприемлемо или связано с потенциальными проблемами, а потому полностью от таких уроков отказывались.

 Более организованны инициативы по преподаванию религиозной этики предпринимались в западных областях: Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской. В начале 1992 г. там были начаты факультативные экспериментальные школьные курсы по христианской этике, в которых особым образом подчеркивалась роль христианства в украинской истории и культуре. У истоков этой инициативы стояла Греко-католическая церковь восточного обряда, так что уроки отражали конфессиональные корни именно этой общины. Примерно в то же время в школах г. Ровно началось преподавание курсов по религиоведению и изучению Библии. В 1998 году в национальном университете Острожская академия (высшее учебное заведение, основанное на традициях христианского гуманизма)5 был открыта программа подготовки учителей христианской этики. В 1999-2000 учебном году христианская этика была введена на факультативной основе в 24 школах города Ровно и области, этот предмет получил самые высокие оценки учеников, преподавателей и родителей.6 Программа

 подготовки учителей Острожской академии своим существованием во многом обязана Василию Жуковскому, который ныне является деканом гуманитарных наук в Академии, а также принадлежит православной церкви киевского патриархата. Будущие учителя из православной, католической, протестантской церквей, а также не принадлежащие ни к какой религии, проходят подготовку по программе, в которой различия между конфессиями сведены к минимуму. Акцент, напротив, ставится на подготовку преподавателей, которые будут в состоянии самостоятельно подготовить объемную программу по обучению нравственности, основанной на христианских ценностях.

 Сложности Украины

 Преподавание этики – достаточно трудная задача по причине сложности религиозного ландшафта Украины. Христианство – важная составляющая украинской жизни, но какое именно христианство? Религиозная информационная служба Украины говорит о деятельности семи разных православных церквей и десятка протестантских групп.7 Некоторые из них испытывают друг к другу сильную историческую неприязнь. Христиане также разделены географически. Грубо говоря, к западу от Днепра большинство людей – греко-католики, римо-католики или православные Киевского патриархата. К востоку от Днепра доминирует Русская православная церковь Московского патриархата. Баптисты, пятидесятники, лютеране, харизматы и другие протестанты рассеяны по всей стране. Более того, некоторые конфессии связаны с определенной национальной принадлежностью, т.е. украинцы – православные или греко-католики, поляки – римо-католики, немцы – лютеране или меннониты. Для многих украинцев религиозное возрождение 1990-х связано с восстановлением национального языка или даже с возможностью эмиграции. И это все при том, что мы даже не упоминаем о других вероисповеданиях – крымских мусульманах или иудеях.

 Другими словами, Украина представляет собой мозаику религий и христианских конфессий с гораздо большей склонностью к разделению, чем к единству. Особенно это очевидно на примере противоборства Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской православной церкви Московского патриархата. Их неприятие друг друга несет в себе серьезные и далеко идущие политические последствия. Таким образом, помимо общего нравственного обучения подрастающего поколения, христианская этика по образцу Жуковского и других несет в себе потенциал сближения представителей разных церквей в одном общем деле.

 Разработка учебной программы

 Изначально чувствовалась большая нехватка методических материалов. Немногие педагоги советской формации могли подготовить качественные уроки по христианской этике. В 2004 году было издано собрание уроков, составленных студентами Острожской академии. Эти уроки были предназначены для учеников разных возрастов. В подготовке материалов участвовали студенты из разных церквей, и хотя избавиться от всех конфессиональных особенностей так и не удалось, тем не менее, данный материал проложил путь для создания новых ресурсов аналогичного свойства.8

 Александр и Валентина Бондарчук – выдающиеся деятели образования, присоединились к баптистской церкви в 1990-х гг. Они руководили образовательной деятельностью в области христианской этики при поддержке евангельской миссии «Надийя людям» в г. Ровно. Сотрудники миссии проходили обучение в Острожской академии, преподавали в государственных и частных школах, в интернатах и школах для детей-инвалидов, при их участии была разработана и издана образовательная программа по христианской этике. Понимая духовные и профессиональные нужды учителей и родителей, Бондарчуки занимались организацией дискуссионных групп и семинаров для взрослых. В дальнейшем эта инициатива стала основой для развития комплексного служения учителям, школьным библиотекарям, ученикам и их семьям. В наши дни «Надийя людям» проводит ежегодные лагеря в Карпатах для преподавателей этики, задача этих лагерей – поддержка действующих учителей и обучение новых. Девяносто процентов участников лагерей считают себя православными верующими. Эта миссия издает ежеквартальный журнал «Слово учителю» (выходит с 2007 года), посвященный развитию преподавательской деятельности и культурной жизни, основанной на христианских ценностях.9

 В 2005 на заре оранжевой революции представители ряда христианских конфессий подготовили и представили правительству свое видение реализации национальной образовательной программы по христианской этике. Тем летом небольшие группы православных, католических и протестантских педагогов трудились практически круглосуточно над разработкой учебников и методических пособий по христианской этике для всех классов. Образовательная программа была в итоге утверждена министерством образования и издана в 2007 году. Наивысшая оценка министерства – «рекомендовано» - была присвоена программе в июле 2010.

 Также, начиная в середины 2000-х, Гражданский Совет, в который вошли представители основных религий страны, включая православие, католицизм и протестантизм, вели активную работу совместно в украинским министров образования по религиозным вопросам школьного образования. Межконфессиональная христианская «творческая группа», возглавляемая Василем Жуковским, ведет постоянную работу по совершенствованию учебных материалов посредством ежемесячных конференций. Все материалы по подготовке уроков должны удовлетворять запросам каждого члена группы, каждый из которых привносит свои идеи и следит за тем, чтобы в материалы не просочились неприемлемые понятия и предрассудки. Таким образом, баптисты блокируют упоминание Богородицы, а греко-католики не позволяют писать в тексте уроков о «личных взаимоотношениях с Иисусом». Санникова, будучи членом группы, говорит: «Мы хотим сохранить наше единство, поэтому мы очень тактичны друг с другом».

 Просто христианство

 Преподаватели говорят, что уроки по христианской этике – это не воскресная школа. Прозелитизм не допускается: «Мы можем дать людям ключи к спасению, но мы не можем открыть замок,» - говорит Жуковский. В обучение не входит преподавание доктрины, молитва, посещение богослужений. Другими словами, задача учебного процесса – представить «простое христианство» с целью формирования морали без конфессиональной доминанты. «Ценность процесса состоит в том, что дети узнают абсолютное неизменное этическое учение Писания,- утверждает Санникова,- примут они это учение или нет – их выбор, знакомство с ним – вот основная задача».

 Учебная программа также направлена на воспитание уважения к религии и мировоззрению других людей, а это есть очень важный результат для нашего многокультурного и мультиконфессионального общества. Санникова также старается преодолевать стереотипы своих студентов в Одесском педагогическом институте повышения квалификации, где она преподает методику христианской этики. Например, она против употребления слова «секта, сектант» и настаивает, что обо всех конфессиях нужно говорить с уважением. «Мы педагоги,- говорит она,- мы должны учить вести диалог. Если мы, учителя, этому научимся, дети последуют нашему примеру».

 Более того, христианская этика – не обязательный предмет, а утвержденный факультатив, который дети могут посещать в общеобразовательных школах по желанию родителей. Для включения этого предмета в учебную программу достаточно, если 4 семьи изъявят такое пожелание в деревне или 8 – в городе. Посещать такие занятия может любой ребенок при наличии письменного согласия родителей.

 Необязательный характер предмета – благо. «Как только христианская этика станет обязательной, она потеряет свою значимость,»- считает Санникова. (Альтернативные предметы: философская этика, которая выражает светский подход, и религиозная этика, которая освещает моральные ценности других религий помимо христианства).

 Таким образом, механизм систематического преподавания христианской этики в украинских общеобразовательных школах присутствует. Этот курс востребован и оценен по достоинству. Очевидное тому доказательство – поведение и отношения среди учеников значительно улучшились в тех классах, где преподается христианская этика. Кроме того, благодаря этому предмету у учителей появилась возможность взаимодействовать друг с другом с целью преодоления религиозных ограничений и стереотипов. Ученики, которые посещают занятия по христианской этике, участвуют в ежегодной национальной библейской олимпиаде, а лучшие учителя христианской этики получают грамоты и награды.

 Примечания:

 1 Для более подробного анализа деятельности КоМиссии см. Перри Гланзер "Сложная тройка: КоМиссия, Российское министерство образования и Русская православная церковь" Вестник Служений и Церквей Восток-Запад 8 (Лето 2000), 1-3; Перри Гланзер, В поисках русской души: евангелики и нравственное образование в пост-коммунистической России. (Waco, TX: Baylor University Press, 2002); а также Уолтер Саватски, "Возвращение миссии и евангелизации в СНГ (1980-е – наше время): поручение,” в кн. У. Саватски и Питер Пеннер под ред., Миссии в странах бывшего СССР (Schwarzenfeld, Germany: Neufeld Verlag, 2005), 94-118. 2 Подробное рассмотрение данного вопроса представлено в статье Андрея Быченко и Михаила Мищено "Что украинцы думают о религиозном образовании", Национальная безопасность и оборона № 8 (68), 2005, http:// razumkov.org.ua/eng/files/category_journal/NSD68- eng.pdf, прочитано 11 сентября 2010.

 3Личные примеры и цитаты, использованные в данной статье, взяты из записей бесед с Татьяной Санниковой (31 мая 2010, 16 марта 2011 и 30 марта 2011); Василий Жуковский (26 февраля 2002); Александр Бондарчук (26-27 февраля 2002 и 13 сентября 2010); Алена Прокопенко (10 сентября 2010 и 30 марта 2011).

 4Доклад А.В. Соломиной на конференции по духовно-нравственному воспитанию в Одессе, 17-18 марта 2011.

5 Острожская академия была основана в 1576 княжем Константином Васильевичем Острожским как православное высшее учебное заведение. В 1581 здесь была напечатана знаменитая Острожская Библия на церковно-славянском языке.

 6 Для более подробного рассмотрения данного этапа см. Василий Жуковский "Преподавание предмета "христианская этика" в общеобразовательных школах Ровно" в сб. под ред. В.И. Маключенко и др. Христианская этика и педагогика: статьи и доклады (Острог, 2000), 8-14.

 7 http://rus.org.ua/en/index/resources/statistics/ukr2010, прочитано 14 сентября 2010.

 8Для библиографической справки см. Примечание 6

 9Доступно на сайте www.slovochitelyu.org.

 От редактора: завершающая часть данной статьи будет опубликована в следующем выпуске Вестника Служений и Церквей Восток-Запад 20 (Зима 2012).

 Мэри Рабер, родилась в г. Сент-Луис, штат Миссури, прожила 16 лет в странах бывшего Советского Союза. В настоящее время является сотрудником менонитской миссионерской организации, базирующейся в г. Одесса (Украина), преподает церковную историю и другие предметы в Одесской семинарии, Донецком христианском университете и других богословских школах Украины, России и Армении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


The East-West Church Report

Dr. Geraldine Fagan, Editor
PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Subscription Information

Annual subscriptions are $23 individuals and $54 for institutions.