Евгения Полонская-Хапс

Кладовая детской надежды

Чтобы оказывать практическую помощь и дать Божью надежду российским детям-сиротам в 1994 г. была создана организация «Кладовая детской надежды». Свою работу мы начали во Владимирской области, а затем в 1999 г. расширили сферу своей деятельности, включив в нее и Костромскую область. В настоящее время в этих регионах мы помогаем примерно 2,5 тыс. детей в возрасте от 4 до 18 лет. Мы используем целостный подход в своем служении, удовлетворяя физические, медицинские, эмоциональные, образовательные и духовные нужды детей. Во-первых, мы стремимся облегчить жизнь детей в детских домах, снабжая их гуманитарной помощью – привозя продукты, одежду, обувь и медикаменты, проводя реконструкцию и ремонт зданий интернатов, включая душевые комнаты и туалеты.

Другим важным аспектом нашего служения является обращение к сердцам детей. У нас есть несколько проектов, направленных именно на духовное развитие ребят: летние и зимние лагеря, каникулярные библейские классы и программы ученичества, которые помогают детям лучше понять христианские идеалы и применить их в своей жизни. Мы создаем библиотеки и компьютерные классы в детских домах и помогаем детям обрести лучшие возможности для получения образования и последующего устройства на работу. Мы также занимаемся организацией художественных конкурсов и спортивных состязаний. Кроме того, через наше служение американские церкви «усыновляют» детские дома и интернаты, что дает им прекрасную возможность участвовать в жизни детдомовских ребят. Мы разработали также еще один вид служения – помощь ребятам старшего возраста в адаптации к жизни через семейные центры временного проживания. И, наконец, у нас есть несколько христианских кафе, а также программ для детей-сирот, которые учатся в технических училищах.

Выпускники интернатов в опасности

С самого начала нашего служения в России мы уделяем особое внимание выпускникам детских домов. Директора, администраторы, преподаватели и сами воспитанники интернатов рассказали нам немало печальных историй о том, что происходит с ребятами после того, как они покидают стены детского дома. Данные официальной российской статистики свидетельствуют о том, что 70% из них совершают преступления, а 10-15% - кончают жизнь самоубийством. Большинство становятся бездомными, очень немногие находят работу, а 80% браков выпускников детских домов заканчиваются разводами. Все это свидетельствует о целом ряде проблем. Долгие годы считалось, что интернат может заменить ребенку семью. Но последние исследования психологов показали, что на самом деле происходит лишь замена одной психологической травмы на другую. Травма оттого, что ребенок был брошен или подвергнут насилию, заменяется травмой от пребывания в казенном учреждении, нарушением чувства привязанности, физическим и умственным отставанием в развитии.

Чему не учат в детских домах

К сожалению, в детских домах дети не получают навыков, необходимых в повседневной жизни – как покупать продукты, планировать расходы, заботиться о своем теле, стирать белье и

так далее. В детском доме также не развиваются социальные связи. Примерно 90% сотрудников интернатов – женщины, поэтому воспитанники не видят перед собой положительной роли мужчины, правильных взаимоотношений мужа и жены, детей и взрослых. Они лишены всякого подобия семейных отношений. У детей нет примера того, как решать спорные вопросы, потому что сотрудники интернатов не разрешают свои конфликты на глазах у детей. Дети-сироты делят мир на себя и всех остальных. Внешний мир кажется для них чужим и враждебным.

Выпускники детских домов не знают, как искать работу, и даже если им помогают найти работу, у них не хватает знаний, чтобы удержаться на ней. Они постоянно чувствуют потребность в руководстве и подотчетности. Низкая самооценка очень характерна для детей-сирот. Их также часто отличает асоциальное поведение – ложь, воровство и грубость. Покидая детский дом, они остаются без всякой поддержки – у них нет ни семьи, ни церкви. В России не существует никаких социальных служб, которые помогли бы этим детям найти свое место в жизни.

Семейные центры для старших сирот

Когда в 1994 г. мы начали свое служение, мы поняли, что при переходе к самостоятельной жизни детям необходима помощь. Им нужно безопасное, надежное семейное окружение, где они могли бы получить внимание и профессиональную поддержку, стать уверенными в себе и достичь чего-то в жизни. Почти два года ушло на то, чтобы «Кладовая детской надежды» прошла все официальные инстанции, разработала политику и приобрела здания для двух семейных детских центров, а также отобрала и подготовила родителей для этих центров. Целью создания семейных детских центров является развитие у детей практических и социальных навыков, которые помогли бы им влиться в общество, обрести уверенность и достичь успеха, а также создать здоровую семью, тем самым, разорвав цепь обреченности детского дома. Семейный центр – это группа молодых людей – от 14 до 23 лет, живущих в обстановке большой семьи на протяжении от 1 до 4 лет. Очень важно, чтобы семья – как родители, так и дети – получали при этом помощь со стороны профессионалов.

Осенью 1998 г. мы открыли первый семейный детский центр, где должны были проживать мальчики с различными формами отставания в развитии. Некоторые из них поступили к нам из интернатов для умственно отсталых детей. Особенности развития этих детей помогли нам разработать специальную программу, которая была направлена на приобретение ребятами навыков в простой сельской жизни и крестьянском труде. Восемь мальчиков, проживавшие в семейном детском центре, учились таким ремеслам, как: плотник, электрик, механик, повар и фермер. Мы приобрели квартиру и садовый участок для этой семьи. Ребята узнавали, как выращивать овощи, делать заготовки на зиму, ухаживать за животными - последнее является особенно полезным для преодоления нарушения привязанности. Мы также глубоко уверенны в том, что неотъемлемой частью жизни детей должно быть участие в поместной церкви. В поселке, где живут ребята, есть небольшая православная церковь, и они согласились добровольно каждый день приходить туда и помогать с ремонтом церкви. Священник этой церкви живет в том же доме, где находится семейный детский центр, и ребята нашего центра оказались единственными людьми в поселке, кто безвозмездно посвятил свое время восстановлению церкви. 

Второй семейный детский центр, смежный с обычным интернатом, был организован специально для одаренных девочек. Они смогут продолжить обучение профессиям бухгалтера, преподавателя, секретаря, медсестры или ветеринара. Еженедельно этот семейный центр и интернат посещают члены Владимирской веслианской (методистской) церкви. Девочки и мальчики из расположенного поблизости другого семейного детского центра принимают участие во всех мероприятиях, которые для них организует Веслианская церковь. Американский миссионер – постоянный сотрудник «Кладовой детской надежды» - ведет программы ученичества с детьми, проживающими в этих семейных центрах.

Ценность домашней обстановки

Мне бы хотелось особенно подчеркнуть роль семьи в жизни детей в этот сложный переходный период. Лишь в семье можно узнать, как быть женой и матерью, мужем и отцом, как правильно строить отношения в браке. Лишь в семье можно научиться любить и воспитывать детей. Живя в домашней обстановке дети-сироты приобретают те качества и навыки, которые могут помочь им избавиться от наследия детдомовской жизни. Видя здоровые семейные отношения, они и сами в дальнейшем смогут создать здоровую семью. У ребят появляется возможность делать все то, что делают дети в обычных семьях – заботиться о себе, заботиться о других, готовить, стирать и т.д. У них вырабатываются социальные навыки благодаря тому, что они видят, как родители решают различные спорные вопросы. У детей появляется возможность строить взаимоотношения с соседями и другими членами общества, ведь семья – это часть общества.

Профессиональная помощь

Одним из важных компонентов успеха в таком проекте является наличие команды профессионалов, которая помогает каждому семейному детскому центру. В нее должен входить директор, сотрудники детского дома, социальные и медицинские работники, а также детский психолог. Дети, хотя и живут в семейном центре, все еще являются воспитанниками детского дома, поэтому они пользуются всеми преимуществами, которые он может им предоставить. Частью команды являются также приемные родители и инспектор по защите прав ребенка. Таким образом, семейные детские центры стали новым видом попечения о сиротах в условиях семьи. Государственные органы очень благосклонно относятся к этому начинанию. Государство предоставляет средства на питание и одежду для детей, а также помогает с устройством их в школы и учебные заведения.

Программы, стратегии и их претворение в жизнь

Еще одним преимуществом семейного детского центра является то, что родители этого центра имеют специальную подготовку для работы в нем. Наличие знаний очень важно, так как воспитание подростков-сирот очень сильно отличается от воспитания собственных детей и от воспитания подростков вообще. Подростки, выросшие в интернате, имеют специфические нужды. Мы стараемся подготовить родителей детских центров справляться с этими проблемами самым эффективным образом. Семейные детские центры получают поддержку со стороны как негосударственных, так и государственных организаций. «Кладовая детской надежды» официально зарегистрирована в России как благотворительный фонд «Надежда». Этот фонд занимается созданием, развитием и мониторингом программ семейных центров временного проживания. Так как в регионах, где мы начали осуществлять свою деятельность, подобный вид работы с детьми был чем-то новым, нам было необходимо уяснить законные рамки, политику и формы партнерства с местным департаментом образования. Для сотрудника нашей программы существуют особые требования – ведь это не просто обычный психолог, он должен обладать знаниями как о психологии подростков, так и об особенностях поведения детей, выросших в учреждениях социальной опеки, ведь проблемы таких детей сильно отличаются как от трудностей обычных подростков, так и от проблем воспитанников интернатов. Поскольку в небольшом городке или области найти такого специалиста достаточно сложно, мы нашли следующий выход – мы сами готовим работников для наших программ. Условия жизни в наших семейных детских центрах выше среднего уровня, и это не случайно, мы хотим, чтобы у детей появился идеал. Это поможет им познать лучшее и стремиться к его достижению.

Важность правильного выбора родителей

Очень важно также найти подходящую семью, которая будет работать с детьми в рамках данной программы. Для каждого семейного центра необходимы две супружеские пары – одна заботится о детях в рабочие дни, вторая – приходят ей на замену в выходные, праздники и по особым случаям. Родители не могут работать 24 часа в сутки, семь дней в неделю и двенадцать месяцев в году. Родители наших семейных центров должны соответствовать очень высоким стандартам. Поскольку они постоянно находятся рядом с детьми, служа для них авторитетом, они должны быть для них также положительным примером для подражания. Родители семейных центров должны быть эмоционально уравновешенными христианами, обладать хорошим здоровьем и, конечно же, не иметь в своем прошлом прецедентов нарушения прав ребенка. У них должны быть профессиональный опыт работы с детьми, и они должны уметь работать в команде, которая занята в служении семейного центра. Они должны быть старше 35 лет. Иногда в качестве родителей мне предлагают взять молодую пару, имеющую собственных детей, говоря так: «Разве для детей-сирот, живущих в семейном детском центре, не было бы полезно увидеть, как молодые родители заботятся о своих детях?» Вообще-то нет. Разница в возрасте играет здесь положительную роль, потому что в таком случае дети относятся к сотрудникам центра как к родителям, а не как к обычным ровесникам. Им необходимо научиться уважать тех, кто по возрасту годится им в отцы и матери. Кроме этого, мы стремимся избегать конфликтов между детьми семейного центра и биологическими детьми приемных родителей. Для участия в программе принимаются только те пары, дети которых уже выросли, или у которых нет детей.

Выбирая родителей для наших центров, мы используем личные контакты, а также размещаем объявления на телевидении, радио и в газетах. После приема заявлений на участие в программе, мы просим пары заполнить специальные анкеты. На этом этапе мы узнаем о состоянии их здоровья, отношениях с органами правопорядка и причинах прихода в наш центр. Затем мы проводим предварительное собеседование с супругами – вместе и по отдельности. Паре предлагается пройти 36-часовой курс подготовки, после которого мы принимаем окончательно решение. Знания, полученные в ходе этих занятий, помогают родителям лучше понять специфику нашего служения. Здесь они могут задавать такие вопросы, которые раньше им даже не пришли бы в голову, а также в любой момент покинуть программу. После окончания курсов мы проводим окончательное собеседование и отбираем подходящие пары. Кому-то может показаться странным то, что мы просим всех кандидатов пройти обучение на наших курсах. Почему это обучение так длительно? Дело в том, что в ходе подготовки необходимо осветить очень большое количество тем. Родители учатся тому, как справиться со злостью и агрессией, а также помочь детям, тяжело переносящим утрату близких. Они узнают, как преодолеть кризисную ситуацию в жизни ребенка, не навредив ему, и как общаться с детьми группы риска. Они обучаются тому, как создать атмосферу доверия и установить крепкие межличностные связи. Понимание важности установления четких правил в семье также входит в задачи подготовительных занятий.

Правильный подбор детей для программы

Отбор детей – это также очень важный этап осуществления данного проекта. Такая программа подходит не любому ребенку. Мы рекомендуем избегать вовлечения в проект детей с тяжелыми формами умственной или физической неполноценности. Детей, воспитывающихся в детских домах, можно разделить на три группы: первая – это дети, имеющие небольшие эмоциональные проблемы и стремящиеся достичь успеха, вторая – дети пограничного умственного развития, имеющие серьезные проблемы при усвоении знаний, и третья – это дети, нуждающиеся в лечении тяжелых психических расстройств. Лучше всего для программы семейного детского дома подходят дети из первой группы. Иногда дети второй группы также могут участвовать в подобных программах, однако, от них в обязательном порядке требуется активное сотрудничество и желание добиться успеха. Сотрудничество вообще является ключевым звеном данной работы. Семейный центр временного проживания – это команда, частью которой является и сам ребенок.

Индивидуальный план развития

Для достижения успеха при работе с детьми в рамках данной программы, в первую очередь, необходим индивидуальный план развития для каждого ребенка, который должен разрабатывать и контролировать штатный психолог. Каждый член команды, работающий с этим ребенком, должен его оценить и дать свое согласие на осуществление этого индивидуального плана. Команда объясняет ребенку, чего он может добиться, выполняя этот план, после чего он должен поставить под ним свою подпись. Этот индивидуальный план, или контракт, определяет задачи, которые ставятся перед ребенком, и способы их достижения. В него входит ряд компонентов, среди которых: духовное развитие, здоровье, эмоциональная жизнь, поведение, социальная адаптация и образование. Мы считаем, что проживание в семейном детском центре и реализация индивидуального плана развития, помогает детям выработать в себе уверенность и способность позитивно мыслить, развить навыки к самостоятельной жизни в обществе и научиться тому, как создать собственную здоровую семью.

История одного успеха

Мне хотелось бы рассказать об успехе, которого удалось достичь в одном из наших центров временного проживания. Иван (имя изменено) пришел в нашу программу после того, как закончил интернат во Владимирской области. Ему был поставлен диагноз «умственная неполноценность», и он очень часто совершал побеги. Директору детского дома, в котором он воспитывался, его будущее виделось достаточно мрачным. Но всего лишь за два года участия в нашей программе Иван очень сильно изменился. В техникуме он научился готовить, и через два года пребывания в семейном центре смог найти работу повара рядом с нашим центром. Там у него наладились хорошие отношения с сотрудниками, и через некоторое время он устроился на работу в одну из московских больниц. Он также уверовал в Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя и принял водное крещение.

Евгения Полонская-Хапс – менеджер Здоровья/Надежды в организации «Кладовая детской надежды», живет в Уорренвилле, Иллинойс.

 


The East-West Church Report

Dr. Geraldine Fagan, Editor
PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Subscription Information

Annual subscriptions are $23 individuals and $54 for institutions.