(Mark J. Harris, “Evangelical Missions in Russia: How They Are Misunderstood and the Opportunities That Remain.”)

Примечание редактора: читателям, возможно, будет интересно сравнить выводы Марка Харриса с идеями, высказанными в двух других статьях на эту тему, которые были ранее опубликованы в выпусках Вестника служений и церквей Восток-Запад: «Евангелики вмешиваются в чужие дела?» 1 (лето 1993) и «Для христиан невежество не есть блаженство» 1 (лето 1993). Обе статьи можно прочитать на сайте Вестника служений и церквей Восток-Запад: www.samford.edu/groups/global/ewcmreport.

Почему православные не приемлют евангеликов

Евангельские христиане сталкиваются со многими трудностями в России. Некоторые из них проистекают из-за различий в понимании спасения (сотериологии) в русском православии и западном евангельском богословии. Однако главной опасностью является априорное отвержение православными евангеликов, не дающее им никаких шансов изложить свои взгляды. Некоторые из наиболее типичных причин такого неприятия изложены ниже.

1. Неприятие как невежественных людей

Русские обычно считают американцев бездуховными людьми, приверженцами пустой «поп-культуры». Слишком часто западные миссионеры, работающие в России, лишь усиливают такое впечатление о себе, будучи абсолютно невежественными в русской культуре, истории и религии – православной по своей сути. Очень часто можно услышать такую реакцию на деятельность американцев в России: «ну что они могут рассказать нам о духовности?» Если так и будет продолжаться, то недостаток соответствующей подготовки для служения в контексте русской культуры наложит на всех eвангельских христиан клеймо не заслуживающих серьезного внимания ораторов.

 2. Неприятие «вульгарного» поклонения

 Православное богослужение в восприятии русских выглядит величественным, строгим и прекрасным. И напротив, подход к поклонению, типичный для западных евангельских верующих, часто поражает русских своей обыденностью, прозаичностью и даже вульгарностью и кажется им слишком несерьезным для того, чтобы приблизиться к святому и исполненному тайны Богу.

 3. Неприятие рационализма

 Запад склонен считать Восток слишком мистичным и не слишком стремящимся к систематизации своего доктринального учения. Восток же считает Запад слишком логичным и всегда готовым поступиться верой в понимании Бога, который слишком велик для смертного человека. Западные евангельские верующие,чаще защищают свою точку зрения с позиции разума, вместо того, чтобы позволить своей жизни свидетельствовать о реальности Иисуса Христа. Православные верующие, отдающие предпочтение личному опыту, а не доктринальному обоснованию, не склонны к такому подходу.

 4. Неприятие обмирщения

 Для православных богослужение – это способ привести небеса на землю. Это ощущение иного мира заставляет их с неудовольствием смотреть на попытки евангельских христиан вести себя так, как это принято в мире. Стремление контекстуализировать Евангелие, таким образом, воспринимается как обмирщение, и не вызывают никакого уважения.

 5. Неприятие ереси

 Это самый серьезный повод для неприятия, так как он затрагивает самую суть послания, которое содержит евангельское христианство – уверенность в том, что любой человек может принять Слово Бога и стать истинно верующим в Иисуса Христа, не входя в лоно православной церкви (или любого другого религиозного образования). Православие утверждает, что только в нем содержится неискаженная истина о Боге, что автоматически исключает любую другую конфессию из разряда истинных провозвестников Евангелия в России. Стать православным – значит принять все, чему учит эта церковь, в том числе и ее авторитарные традиции. Поэтому работа евангеликов в России воспринимается как незаконное вторжение на каноническую территорию истинной церкви. Евангельские верующие,не являются и никогда не будут являться партнерами православной церкви в деле евангелизации России. Евангельские верующие,и члены их церквей считаются еретиками, отпавшими от Матери-церкви.

 Факторы, способствующие работе евангельских христиан в России

 Несмотря на все эти отрицательные моменты, у евангельских христиан остаются прекрасные возможности делиться Благой Вестью в России. Ниже перечислены четыре фактора, помогающие им в этом.

 1. Недостаток самосознания среди российской молодежи

 Большая часть российской молодежи не считает, что православная церковь должна определять, какой должна быть русская культура или религия. Многие находят православие устаревшим или уважают его «издалека». Семьдесят лет социализма привели к тому, что православие утратило свое решающее место в реалиях российской жизни. Современная российская молодежь столь же часто ищет ответы на свои вопросы у Запада, как и у российской истории, что приводит к культурному смешению. Евангельские христиане могут показать российской молодежи, как Иисус Христос может ответить на самые сокровенные их нужды в контексте их собственной культуры.

 2. Слабость духовной жизни в части православных верующих

 Было не раз замечено, что даже на пике власти православной церкви в России «в основной своей массе русский народ лишь поверхностно был христианским». Эта ситуация сохраняется и в наши дни. «Недостаток истинной духовности и христианского богословского понимания среди православных верующих не остался незамеченным русским духовенством и богословами». Служению евангеликов в России слабость православия будет способствовать их лишь в том случае, если они сами смогут стать примером духовной зрелости. Свидетельство действия Святого Духа в каждом проявлении жизни христианина столь же важно, как и ясное изложение евангельского послания. Те россияне, которые верят в силу церковных таинств и обрядов, но не ведут истинной духовной жизни, должны увидеть, что у евангельских христиан есть то, чего им так не хватает.

 3. Богословские разногласия в православной церкви

 В современном российском православии нетрудно заметить самые разные богословские направления. Недавно появившиеся в России течения показали, что «ряд православных священников в своем поведении и высказываниях проявляют экуменические настроения и симпатии к протестантизму, а также сильные евангелические наклонности». Ища способы для строительства взаимоотношений с такими лидерами, евангеликам следует быть мудрыми и не выдавать желаемое за действительность, полагая, что общего между ними больше, чем есть на самом деле. Кроме этого, священники, проявляющие подобную терпимость, испытывают серьезные затруднения в общении с православными иерархами.

 4. Теологическое сходство

 Евангеликам не нужно подчеркивать отличия своей теологии, которые они находят, изучая русское православие. Многие доктрины, кажущиеся странными и небиблейскими, например, учение о теозисе, становятся гораздо более понятными и приемлемыми при более пристальном их рассмотрении. Многие недопонимания можно устранить, если подойти к ним непредвзято и последовательно. Евангелики могли бы перенять многие православные традиции, показав тем самым, что они разделяют одни и те же духовные ценности. Признание друг друга и строительство своих деноминаций на общих основах христианского вероучения может оказаться одним из наилучших путей проложить дорогу в России для евангеликов.

 Марк Харрис защитил докторскую диссертацию в области миссиологии в Западной семинарии, Портланд, Орегон, в 2000 г. Вместе со своей женой Делизой служил миссионером в Рязани, Россия, с 1993 по 2001 гг., главное внимание уделяет евангелизации, подготовке пасторов и тюремному служению.

 Отредактированный отрывок печатается с разрешения по тексту «Кризис сотериологии: опасности и возможности, стоящие перед западным евангельским евангелизмом в Восточно-православной России» http://www.markharris.us

 


The East-West Church Report

Dr. Geraldine Fagan, Editor
PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Subscription Information

Annual subscriptions are $23 individuals and $54 for institutions.