Феликс Корли

(Felix Corley, “A Survey of Current Religious Rights Infringements.”)

Примечание редактора: Агентство новостей Форум 18, штаб-квартира которого находится в Осло, беспристрастно и объективно освещает положение дел в сфере свободы совести на постсоветском пространстве. Для бесплатной подписки по электронной почте на сообщения этого агентства следует посетить веб-сайт: http://www.forum18.org. Достойные журналисты данного агентства хорошо известны среди защитников свободы совести - это Феликс Корли, Жеральдина Фаган, Игорь Ротарь и Бранко Белаяк. Убедительный и лаконичный обзор современного положения в сфере религиозных свобод в государствах бывшего СССР, представленный в настоящем издании, свидетельствует о высоком профессионализме и хорошем знании предмета, отличающих каждый выпуск новостей Агентства Форум 18.

Вступление в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в ряды которой входит 55 стран, не является обязательным – у каждого государства есть выбор, брать или нет на себя обязательства члена ОБСЕ, связанные с участием в этом органе.Одним из обязательств члена ОБСЕ является соблюдение права на свободу вероисповедания. В 1990 г. конференция ОБСЕ провозгласила: «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Это право включает в себя право на перемену вероисповедания или убеждений и свободу выражения своих убеждений или вероисповедания, как самостоятельно, так и в собрании единомышленников, частным образом или публично, посредством богослужения, обучения, образа жизни и соблюдения обрядов. Использование данного права может быть ограничено только требованиями законодательства и соответствует международным стандартам».

Часто задают вопрос, как нарушители этих обязательств, в особенности Туркменистан, Узбекистан, Беларусь, Азербайджан и Армения, продолжают оставаться членами организации, основополагающими принципами которой они явно пренебрегают. Руководство ОБСЕ отвечает, что лучше иметь нарушителей в рядах организации, которая, возможно, сможет убедить их изменить свое поведение, чем изгнать, обрекая тем самым местное население этих стран на полный государственный произвол. В результате этого верующие, подвергающиеся серьезным преследованиям в ряде государств, уже в меньшей степени надеются на то, что ОБСЕ способно оказать какую-либо помощь в защите их права на свободу вероисповедания.

Церковное богослужение

Во все большем числе государств начинают проводиться рейды во время церковных богослужений с целью их прекращения и наказания участников. Самое тяжелое положение сложилось в Туркменистане: все религиозные объединения, не принадлежащие к мусульманской или православной общинам, объявлены здесь вне закона. В Узбекистане и Беларуси особенно строго преследуются собрания незарегистрированных организаций. Множество протестантских церквей Беларуси, некоторые из которых объединяют более тысячи верующих, не имеют права собираться вместе, потому что не могут найти санкционированного места для своих собраний. Власти Узбекистана, Казахстана и Азербайджана также совершают облавы в местах проведения богослужений.

Места для богослужений

Найти место для проведения богослужения в некоторых государствах просто невозможно. В Туркменистане не-мусульманская или неправославная община не может иметь в собственности помещение, предназначенное для богослужений. Существовавшие до середины 1990-х места религиозных собраний были либо конфискованы, либо снесеныбульдозерами. В Узбекистане после 1996 г. были закрыты тысячи мечетей, христианским общинам часто отказывают в праве открытия своей церкви. Азербайджан также препятствует появлению христианских церквей и пытается постепенно закрыть и те, что существуют в стране на данный момент. В Беларуси организация, не владеющая недвижимостью, практически никак не может арендовать или легально использовать место для проведения богослужений. В России Автокефальная Православная церковь (навлекшая на себя гнев российского правительства и Русской православной церкви) в 2002 г.была снесена бульдозерами.

Регистрация

В странах, где для начала любой религиозной деятельности необходима государственная регистрация (Беларусь, Узбекистан), или где власти утверждают, что это так (Туркменистан, Казахстан, Азербайджан), сложнее всего приходится тем общинам, которые либо вообще не желают регистрироваться (например, баптистские церкви бывших союзных республик), либо получили отказ в регистрации (большинство религиозных организаций Азербайджана и Туркменистана). Зарегистрировать религиозное объединение в Туркменистане практически невозможно (Закон о религии 1996 г. требует, чтобы в таком объединении было не меньше 500 взрослых граждан Туркменистана); но даже в таких странах, как Азербайджан или Узбекистан, где нет столь строгих ограничений, организация, впавшая в немилость, вряд ли сможет получить государственную регистрацию. Сотрудники санитарно-эпидемиологической службы (СЭС) обладают безусловным правом вето в Узбекистане, Беларуси, Азербайджане, Словении, Словакии и России. В этих странах регистрация для некоторых религиозных групп становится крайне сложной или практически невозможной.

Религиозная литература

Беларусь и Азербайджан требуют обязательной предварительной цензуры всей религиозной литературы, издаваемой или ввозимой в эти страны. В обычную практику азербайджанской таможни входит конфискация всей религиозной литературы, лишь часть из которой затем пропускается, если государственный комитет по работе с религиозными организациями дает подробное письменное разрешение, в котором указывается наименование каждого издания и соответствующее ему количество экземпляров. Запрещенные книги отсылаются обратно или уничтожаются (тысячи кришнаитских книг, хранившиеся семь лет на азербайджанской таможне, недавно были уничтожены). Даже страны, в которых официально нет религиозной цензуры – Узбекистан и Туркменистан – обычно конфискуют ввозимую сюда религиозную литературу. (Недавно в Узбекистане были сожжены все русскоязычные баптистские журналы). Узбекистан также закрывает доступ к неугодным веб-сайтам, таким как иностранные мусульманские сайты.

Права личности

Верующим, находящимся в таких учреждениях, как тюрьмы, больницы или воинские части, очень трудно получать и хранить религиозную литературу, проводить время в личной молитве и добиваться посещения духовных наставников и собратьев по вере. В Узбекистане заключенные-мусульмане были наказаны за то, что молились и постились во время священного месяца Рамадана. Приговоренные к смертной казни заключенные, просившие о посещении мусульманского имама и православного священника, получили отказ, кроме того, им было отказано даже в последнем исповедании перед казнью.

Дискриминация

В Туркменистане сотни протестантов, свидетелей Иеговы и представителей других религиозных меньшинств были уволены с государственной службы. Туркменские и азербайджанские власти пытаются заставить людей отказаться от своих убеждений и «возвратиться» к вере своих предков (исламу). В Армении руководители местных отделений полиции получили приказ заставлять своих подчиненных, не являющихся членами Армянской апостольской церкви, отрекаться от своей веры, а в случае отказа увольнять их со службы. В Беларуси лидеры независимой православной церкви и индуисты находятся под серьезным давлением – на них налагают штрафы, им угрожают и, при отказе отречься от своих убеждений, вынуждают эмигрировать из страны. Власти Азербайджана, Армении и Беларуси постоянно нападают на неугодные им религиозные меньшинства через средства массовой информации, издеваются над их убеждениями, ложно обвиняют в незаконной или «деструктивной» деятельности, что создает враждебность в обществе по отношению к ним.

Вмешательство государства

Во многих странах государство вмешивается во внутренние дела религиозных организаций. Власти центрально-азиатских государств высказывают свои предпочтения при избрании национальных и местных мусульманских лидеров. В 2003 г. в Туркменистане был смещен главный муфтий станы. Власти Таджикистана ввели «аттестацию» для имамов, и лишают должности тех, кто не может ее пройти. Все исламские учебные заведения находятся под зорким контролем государства. (В Туркменистане и Узбекистане либо были закрыты религиозные школы, либо поступление в них было запрещено). Туркменистан всячески препятствует выезду своих граждан за границу для получения религиозного образования. Некоторые страны, имеющие большие православные общины, поддерживают лишь господствующую православную церковь, препятствуя нормальной деятельности всех остальных деноминаций (Беларусь, Болгария, Грузия и Молдова). Россия лишает общины верующих возможности выбирать себе руководителей, из страны был изгнан католический епископ и несколько священников, а также десятки протестантских и других лидеров.

Защита от нападений

Правоохранительные органы не могут обеспечить религиозным меньшинствам той же безопасности, что и представителям религиозного большинства. В Грузии за последние четыре года было совершено более 100 нападений православных фанатиков на общины истинно православных, католиков, баптистов, пятидесятников и свидетелей Иеговы, во время которых совершались акты физического насилия, блокировались места проведения богослужений, срывались религиозные мероприятия. Хотя властям были хорошо известны личности нападавших, никто из них не был привлечен к ответственности. В некоторых случаях полиция даже выступала на стороне налетчиков или не могла их впоследствии обнаружить. В Косово миротворческие силы под руководством НАТО и полиция ООН не могут защитить Сербские православные церкви и кладбища. После совершения более 100 нападений никто не был арестован или привлечен к ответственности, хотя многие церкви были либо полностью разрушены, либо серьезно пострадали.

Недостаток прозрачности

Большинство законов или постановлений, касающихся религиозной жизни, принимаются без придания их гласности или общественного обсуждения. Примером этого являются законы о религии, принятые в Беларуси и Болгарии в 2002 г., и готовящиеся к ратификации аналогичные законы в Грузии, Азербайджане и Молдове. Национальные правительства иногда привлекают для консультаций международные организации, такие как ОБСЕ или Совет Европы, однако, затем препятствуют обнародованию в прессе их комментариев или вовсе игнорируют их. Во многих странах государственные комитеты по религиозным делам продолжают вести свою деятельность очень скрытно, полупартизанскими методами. В Словении комитет по религиозным делам отказал в регистрации всем религиозным организациям, обратившимся в него за последние три года. В Азербайджане подобная структура публично объявила, каким общинам будет отказано в регистрации и какие изменения в свои уставы и действия должны внести те, кто желает получить регистрацию.

Сообщения о нарушениях религиозной свободы

Организации, занимающиеся освещением положения в сфере религиозной свободы, например, Форум 18 и другие, сталкиваются с нежеланием сотрудничать, созданием искусственных препятствий и оскорблениями. В Туркменистане и Азербайджане тем, кого подозревают в передаче сведений о нарушении прав личности, угрожают и требуют сохранения молчания. В регионах, лишенных политической прозрачности и истинно свободной прессы, власти, участвующие в преследованиях религиозных общин, зачастую вообще отказываются давать журналистам какие бы то ни было объяснения своих действий. В Беларуси участники демонстрации протеста против принятия нового закона о религии были уволены со своих рабочих мест. Правительственные отчеты о состоянии дел в сфере религиозной свободы, предоставляемые в такие организации как ОБСЕ или Совет Европы, часто являются конфиденциальными и закрытыми для публичного обсуждения.

Заключение

Множество ограничений на религиозную свободу было наложено еще до нападений террористов 11 сентября 2001 г. и исламского вторжения в Центральную Азию 1999 г., поэтому национальные правительства не могут объяснить введение подобных мер требованиями государственной безопасности. Природа этих ограничений показывает нежелание некоторых государств-членов ОБСЕ дать гражданам своих стран право свободно выражать свои религиозные убеждения, которое Европейский суд по правам человека назвал в 1993 г. «одним из основных принципов демократического общества».

Феликс Корли автор книги Религия в Советском союзе: данные архивов (Нью-Йорк: New York University Press, 1996) и редактор Агентства новостей Форум 18.

Отредактированный отрывок из статьи «Восточная Европа: Заседание ОБСЕ по вопросу религиозной свободы – Региональный обзор», 9 июля 2003. Печатается с разрешения Информационного Агентства Форум 18 (http://www.forum18.org).

 


The East-West Church Report

Dr. Geraldine Fagan, Editor
PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Subscription Information

Annual subscriptions are $23 individuals and $54 for institutions.