Проблемы и нужды церкви Узбекистана

Разделение

Церковь Узбекистана разделена на три группы: местные русскоязычные христиане, христиане-узбеки и работающие здесь иностранцы, которых также называют«палаточниками». К сожалению, отношения между тремя этими группами далеки от идеальных. Местные русскоязычные христиане заботятся, главным образом, о внутренних делах своих общин и лишены стремления делиться Евангелием с местными мусульманами. Евангелизация ведется, однако, очень редко она бывает направлена на нерусское население. Христиане-узбеки неохотно сотрудничают с русскими, так как считают их оккупантами. Новообращенные-узбеки вообще не хотят вступать в контакт с русскими, так как это дает повод для нападок на них со стороны их мусульманских родственников. Наконец, «палаточники», лишь недавно приехавшие в Узбекистан (многие из них живут здесь менее 3 лет), нуждаются в серьезной адаптации к новой культурной обстановке и практически никогда не контактируют с уже существующими церквями. Вследствие этого их работа здесь очень незначительна и изолирована. Ясно видно, что подобная разобщенность Тела Христова серьезно вредит росту Божьего Царства в Узбекистане.

Недостаток местного лидерства

Узбекская церковь молода и малочисленна. Несколько тысяч узбекских верующих являются выходцами из мусульманской среды, хотя сами они вряд ли понимают, что это означает (в Узбекистане знание основ мусульманской веры практически равно нулю). Однако то же самое можно сказать и о христианском вероучении. Кроме этого, появление новообращенных – совершенно новый феномен для Узбекистана. В большинстве случаев они приходят ко Христу благодаря усилиям «палаточников». С самого начала новообращенные очень привязаны к тому иностранцу, через служение которого они пришли к вере. В результате чего создаются маленькие группы верующих, концентрирующиеся вокруг «палаточников». Это, конечно, не может длиться вечно, ведь большинство «палаточников» приезжают в страну лишь на короткий промежуток времени, а местные верующие нуждаются в лидерах из собственной среды. К сожалению, в настоящее время так и не появилось национальных лидеров, которым «палаточники» могли бы передать свое служение. Не представляется возможным также поручение узбекским христианам строительства христианских учебных заведений, так как уровень христианского образования среди них очень низок. При этом очевидно, что узбекская церковь сможет выжить лишь при условии наличия в ней сильного национального лидерства.

Недостаток знаний основ христианского вероучения

Семинары, группы по изучению Библии, заочные курсы и другие виды образования крайне важны для строительства церкви на прочных основах христианского вероучения. Помимо наставления в основах веры, узбекским верующим необходима помощь в решении семейных проблем, возникающих при обращении кого-то из членов семьи к Христу, в работе с молодежью, евангелизации мусульман, противостоянии гонениям и повседневной жизни. При решении всех этих проблем было бы очень полезно учесть опыт церквей Ближнего Востока.

Серьезные гонения на новообращенных

Новообращенные узбеки очень уязвимы. Чаще всего их знания о новой вере весьма ограничены. Члены семей и родственники относятся к ним крайне враждебно, считая их предателями. Христиане часто лишаются работы и поддержки семьи. Кроме этого, во время гонений именно новообращенные христиане подвергаются нападкам в первую очередь. Меры, предпринимаемые государством по ограничению христианской деятельности, включают в себя запрет проповеди Евангелия в публичных местах и серьезные ограничения на ввоз христианской литературы на национальных языках. Пасторы местных русскоязычных церквей обязаны выдворять из своих общин всех мусульман и докладывать властям обо всех узбеках, приходящих на их собрания. Активно участвующие в христианском служении узбеки уже не раз подвергались арестам и избиениям, один человек даже был убит. Тайная полиция Узбекистана пытается склонять узбекских верующих к сотрудничеству, предлагая им в качестве взяток машины и деньги. Чем больше узбеков приходит к Христу, тем масштабнее становятся трудности узбекской церкви. Поскольку власти изначально противились обращению узбеков в христианство, можно ожидать лишь дальнейшего роста недовольства со стороны государства. В связи с этим возрастет потребность в поддержке новообращенных Узбекистана.

Недостаток христианских материалов на узбекском языке

Многие думают, что нужда в литературе на узбекском языке была полностью удовлетворена изданием узбекского Нового Завета в 1993-1994 и последующей его печати в размере 100.000 экземпляров. В свет вышли также несколько отдельных Евангелий и Детская Библия Эверта Кийта, что стало безусловным достижением. Узбекские христиане очень любят эту книгу, потому что в ней нет ни одной ошибки перевода. Но помимо этих книг у верующих Узбекистана практически нет христианской литературы: нет ни материалов для изучения Библии, ни симфонии, ни статей для евангелизации мусульман, и, самое главное, нет полной Библии ни на одном из языков местного населения, за исключением таджикского. При этом потребность в подобных материалах очень высока и продолжает расти. Лишь в самых крупных городах узбеки могут читать, писать и говорить по-русски. Жители сельских районов практически не знают русского языка. В связи с ростом национального самосознания, многие узбеки сейчас отказываются учить русский язык, и эта тенденция, видимо, будет сохраняться. Поэтому так важно, чтобы христиане Запада приложили как можно больше сил для издания на языках народов Центральной Азии еще большего количества христианской литературы.

Эмиграция

После распада Советского союза в Центральной Азии началась волна эмиграции представителей различных национальностей, не являющихся коренными для данного региона. Сначала страну покинули почти все немцы, за ними стали уезжать русские. Несомненно, этот факт отразился и на положении церкви Узбекистана. Русские и немецкие общины, раньше насчитывавшие тысячи членов, теперь ограничиваются несколькими сотнями. Сильно поредели церковные хоры, уехали молодежные лидеры, пасторы и старейшины эмигрировали в Россию, Германию, Канаду и Соединенные Штаты. Эта тенденция будет сохраняться, а следовательно, все больше и больше церквей будут испытывать серьезные трудности в своей работе.

Новости о положении церкви с трудом достигают Запада

Связь с Узбекистаном является одной из самых больших проблем. Телефонная система сильно устарела и при этом находится под надзором КГБ. Телефоны и факсы всех главных руководителей церкви находятся на прослушивании. Это означает, что верующим приходится быть очень осторожными при сообщении новостей о положении в своих церквях за пределы Узбекистана. «Палаточники» обычно обладают самыми современными средствами связи (компьютером с модемом), однако, чаще всего у них не достаточно времени, чтобы подробно сообщать на Запад все последние известия. В результате этого, сообщения о положении церкви в Узбекистане очень редко появляются за границей. Без постоянного обновления информации о жизни и проблемах церкви, у верующих на Западе, которые поддерживают церкви финансами, молитвой и постом, начинает снижаться интерес. Очень важно регулярно сообщать о молитвенных нуждах верующим на Западе. Однако это следует делать без ущерба для безопасности узбекских верующих.

Отредактированный отрывок печатается с разрешения международной организаци «Открытые двери» (Open Doors International), по тексту, размещенному на их веб-сайте. См. данные по странам: Узбекистан: www.gospelcom.net/od/content/uzbekpro2.htm.

Дополнительные материалы о религии в Узбекистане

Богнер, Матильда и др. «Узбекистан: от дома к дому: нарушения со стороны комитетов Махаллы». Наблюдение за религиозной свободой 15 (Сентябрь 2003): 1-37. www.hrw.org/reports/2003/uzbekistan0903/.

Отдел демократии, прав человека и труда Госдепартамента США. «Узбекистан». Отчет о международном положении в сфере религиозной свободы 2002. 7 октября 2002, стр. 11 www.state.gov/g/drl/rls/irf/2002/13990.htm.

Рашид, Ахмед. «Анналы терроризма, они лишь спят: почему воинственные исламисты не собираются уходить из Центральной Азии». Ньюйоркер 77(14 января 2002): 34-41.

Он же, Джихад: Восход воинственного ислама в Центральной Азии. Изд-во Йельского университета, 2002. 281 стр. Он же, Талибан: Воинственный илам, нефть и фундаментализм в Центральной Азии. Изд-во Йельского университета, 2000. 274 стр.

Ротарь, Игорь. «Узбекистан: обзор состояния религиозной свободы, июль 2003». Информационное агентство Форум 18, 16 июля 2003. 11 стр. www.forum18.org

Сагдеев, Р.З. и Сьюзан Эйзенховер – ред. Ислам и Центральная Азия: надежное наследство или растущая угроза? Вашингтон, Центр политических и стратегических исследований, 2000. 255 стр.

Симпсон, Эрика Саппер. «Ислам в Узбекистане: почему свобода вероисповедания является основой мира и стабильности в данном регионе». Журнал арабских и исламских исследований 2 (1998-99): 110-150. www.uib.no/jais/v002ht/simpson1.htm


The East-West Church Report

Dr. Geraldine Fagan, Editor
PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Subscription Information

Annual subscriptions are $23 individuals and $54 for institutions.