Пол Мойжес

(Paul Mojzes, “The Destruction of Serbian Orthodox Holy Places in Kosovo.”)

Вспышки массового насилия в Косово в середине марта 2004 г., похоже, стали неожиданностью для многих на Западе (в том числе и для сил ООН, которые в настоящее время контролируют ситуацию в этой южной Сербской провинции)1. Однако они ничуть не удивили автора этой статьи, также как и многих других, кто имеет хоть какое-то представление об истории взаимоотношений между сербами и албанцами, живущими в Косово. Многие из нас могли бы при этом даже сказать что-то вроде «ну мы же вас предупреждали». Еще в октябре 2003 г. сотрудник российской милиции, прослуживший несколько лет в Косово, рассказал мне во время интервью в Екатеринбурге (Россия), что силы ООН под руководством Северо-Атлантического Альянса (НАТО) практически никак не защищают косовских сербов, которые буквально лишены возможности выходить из собственных домов. При этом мой собеседник был скорее иудеем, чем православным. Было непонятно, как долго косовские сербы смогут выживать в подобных условиях.

Насилие в цифрах

В середине марта 2004 г. разъяренная толпа оставила после себя 28 убитых (восемь человек из которых были сербами), около тысячи раненых, несколько разрушенных сербских деревень (в том числе более 400 подожженных сербских домов), 30 церквей, превращенных в развалины, и еще одиннадцать, которые были серьезно повреждены2. Это напомнило еврейские погромы прежних времен, неизменными спутниками которых были мародерство, разрушение и смерть. И это происходило в провинции, которую «контролирует» около 18.000 солдат Косовского подразделения ООН (KFOR), а также несколько тысяч полицейских Временной Администрации ООН в Косово (UNMIK). Силы ООН также подверглись нападению – несколько солдат были убиты, 72 единицы военной техники уничтожены. Солдаты ООН все же оказали определенное сопротивление, однако, в целом это не смогло остановить волну насилия.

После того, как 16 марта 2004 г. близ селения Косовска Митровица – сербского анклава на севере Косова – утонули три албанских мальчика, начались массовые беспорядки. Албанцы обвиняли в случившемся сербов, так как единственный выживший после этого инцидента 13-летний подросток утверждал, что сербы загнали ребят в реку и травили их собакой. Албанская пресса и другие средства массовой информации еще больше подлили масла в огонь. Близ Косовской Митровицы вооруженные камнями албанцы напали на сербов. Стычка быстро переросла в перестрелку. Почти мгновенно все Косово охватили волнения – албанцы громили все сербское, что встречалось им на пути,

особенно монастыри, часовни и церкви, многие из которых имели многовековую историю и являлись сокровищницами православной духовной культуры3. Сербский православный епископ Артемий (Радосавлевич) назвал случившееся еще одной «Ночью длинных ножей» (Kristalnacht), сравнив ее с известным еврейским погромом, устроенным нацистами в 1938 в Германии, а губернатор Косова от ООН Гарри Холкери – «преступлением против человечества». Главнокомандующему сил НАТО мартовские события в Косово показались «недалеки от этнических чисток4».

Форум 18 сообщает о том, что, начиная с 1999 г. 112 православных церквей и монастырей подверглись нападениям и были разрушены, будучи лишены элементарной защиты ООН. Никто также не был наказан за совершение этих преступлений после установления контроля сил ООН над данной территорией. На этот раз, однако, события приняли угрожающий размах – в волнениях участвовали сотни, если не тысячи, албанцев. Поначалу казалось, что выступления были спонтанными, однако, позже представители ООН заявили, что все было тщательно спланировано. После этого несколько албанских политиков и командиров бывшей Косовской освободительной армии были арестованы, и им было предъявлено обвинение в организации беспорядков5. В конце концов, даже международные обвинители признали полную невиновность сербов в гибели албанских детей6.

Этнические чистки наоборот

Читателям следует обратить особое внимание на то, что процесс албанской этнической чистки против сербов в Косово продолжается. Он идет с момента бомбежек Сербии силами НАТО под руководством США и оккупации Косово в 1999 г., которое должно было предотвратить этнические чистки сербов против албанского населения7. Иронично то, что атака НАТО на Сербию изначально была призвана сохранить многонациональный характер Косово, однако, Косово под «защитой» ООН превратилось в практически исключительно албанскую территорию, которой никогда не была. Это стало продолжением гораздо более давнего процесса этнической чистки, организованной албанцами против сербов, которая началась задолго до прихода к власти Слободана Милошевича, попытавшегося ее обуздать путем развертывания жестоких репрессий против албанцев.

События в Косово тут же отразились и на религиозной сфере, оказав влияние не только на албано-сербские отношения, но и на взаимоотношения между мусульманами и христианами на Балканах в целом. Не исключена возможность начала новой войны. Некоторые сербы рассматривают события в Косово как действия криминальных албанских группировок, которые всеми способами пытаются уничтожить любые напоминания о присутствии здесь сербов, считающих эту территорию колыбелью своей нации. И действительно, как только в Косово стали возникать вспышки насилия, остальная часть Сербии ответила на них взрывом народного негодования, при этом в Белграде была подожжена единственная мечеть8, та же участь постигла мечети в Нисе и Нови Пазаре, а также исламский центр в Нови Саде.

В других частях Сербии, где не было походящих мусульманских мишеней для вымещения недовольства, нападавшие обрушились на протестантские центры. В соседней Македонии, в Куманово, одна мечеть была закидана банками с коктейлем «Молотов», видимо, в связи с этим в той же местности нападениям подверглись две небольших православных церкви. В Боснии православные церкви и мечети стали объектами нападений противоборствующих сторон, а в Монтенегро мечети пришлось защищать.

Святые места, несмотря на свою духовную и историческую ценность, неизбежно становятся мишенями в межэтнических конфликтах. Албанцы писали «Смерть сербам» и«Долой Временную Администрацию ООН» на стенах православных церквей в Призрене, точно также как когда-то сербы писали на стенах мечетей «Это Сербия», а македонцы однажды водрузили крест на принадлежащем мусульманам здании в Битоле.

Конфликт албанских и сербских интересов

Даже если в подобных инцидентах принимает участие некоторое числорелигиозных фанатиков, я продолжаю убеждаться в верности своего мнения, сформированного еще в начале 1990-х гг, о том, что Балканы оказались втянуты в религиозные войны, которые ведут абсолютно нерелигиозные люди9. Причиной этого является то, что у сербов и албанцев совершенно разные цели в отношении Косово, а у западных политиков – абсолютно наивные надежды на то, что они, вопреки неудачам всех предшествующих столетий, за короткий промежуток времени смогут создать в Косово многонациональное демократическое общество.

Однако местные настроения далеки от этой идиллии. Большинство албанцев хотят не только автономии, но и создания независимого государства Косово, в котором не должно быть никаких неалбанцев, и, в особенности, никаких сербов. В более долгосрочной перспективе – это воссоединение с Албанией и аннексия населенных албанцами территорий Македонии, Южной Сербии, Монтенегро и Греции. При этом им кажется, что США молчаливо поддерживают план создания «Великой Албании», по крайней мере, в некоторых его аспектах.

С другой стороны, поскольку надежды сербов на образование «Великой Сербии» сильно потускнели, в Белграде сейчас преобладает более реалистичный взгляд на необходимость международного контроля за соблюдением порядка в этой провинции. Тем не менее, многие все еще негодуют по поводу американских бомбежек Сербии в 1999 г, кроме того, все сербы уверены в том, что Косово должно и впредь оставаться частью Сербии. В настоящее время Белград выступает за разделение Косово, где сербам должна быть предоставлена широкая автономия при обновленном правлении Сербии. Ни албанцы, ни сербы не верят в то, что мирное сосуществование в Косово возможно, превращая западную мечту о многонациональной демократии в Косово в миф.

Оглядываясь назад в историю, мы видим, что албанцы и сербы никогда не были равноправными, хотя были времена, когда они жили бок о бок, минимально взаимодействуя и минимально конфликтуя друг с другом. Обычно либо сербы угнетали албанцев, либо было наоборот. В последнее время, когда обе нации укрепились, желание отомстить за реальные или мнимые притеснения прошлого стали приводить к кровопролитию. Порой эти притеснения принимали форму настоящего геноцида. Хотя конфликт между этими сторонами главным образом имеет национальный и этнический характер, пять столетий владычества Оттоманской империи, разделявшей народы скорее по религиозному, чем по национальному признаку, заставляет говорить о нем в

религиозных терминах. Поскольку сербы исторически принадлежат к Православной церкви, а косовские албанцы – в большинстве своем мусульмане, противостояние приняло форму религиозного противостояния.

Я уже говорил, что запоздалое международное вмешательство в войны в Боснии- Герцеговине и Хорватии лишь увеличило масштабы Балканской трагедии. Якобы «превентивная» гуманитарная атака сил НАТО на Сербию в 1999 г. из-за ситуации в Косово лишь ухудшила здесь положение дел10. Вместо того чтобы разрядить обстановку, Временная администрация ООН в Косово продолжает являться здесь огромным дестабилизирующим фактором, так как ни один из предлагаемых ею вариантов решения спорных вопросов не приемлем ни для албанцев, ни для сербов. Албанцы не желают жить ни в каком государственном объединении, где есть сербы или даже мусульмане, принадлежащие к другим этническим группам, например, цыгане, турки или боснийцы. А сербы понимают, что руководимая албанцами государственная структура не будет гарантировать им не только никаких прав национального меньшинства, но даже и элементарных условий для выживания. В то же время ООН и европейские политики все еще продолжают тешить себя надеждой на создание в Косово многонационального демократического общества.

Пробуждение ото сна

События марта 2004 г., свидетельствовавшие о продолжении этнических чисток против сербов, пробудили ото сна многих европейских политиков, некоторые из которых теперь начинают видеть в реальном свете недавние предложения сербского премьер-министра Воислава Коштуницы о создании в Косово автономных сербских зон или окончательном этническом размежевании данной территории.

Европейские политики, наконец, осознали, что, несмотря на приоритетное положение войны в Ираке, взаимоотношений на Ближнем Востоке и напряженности между США и Европой, Косово вновь должно стать центром международного внимания, ведь это, в конце концов, «задний двор» Европы. Пока на Балканском полуострове будет сохраняться нестабильность, это будет оказывать влияние на весь остальной контитент11. Что касается Соединенных Штатов, то, как заметил Лоуренс Уззел, президент Международной организации по соблюдению религиозных свобод: «помимо устного осуждения со стороны Государственного Департамента и Конгресса, США не сделали практически ничего»12.

В то же время, картины разрушенных церквей и монастырей в Призрене, Девице, Дьяковице, Косово Поле, Обилице, Липляне, Приштине, Каглавице, Подуево, Гнилане, Бело Поле, Пеце, Косовской Митровице и Свиньяре являются безусловным свидетельством варварского характера конфликта между албанцами и их славянскими соседями13. При этом вряд ли нападения албанцев на православные сербские святыни следует считать проявлением религиозного противостояния. Лишь небольшое число нападавших руководствовались в своих действиях идеями Ваххабизма, пришедшего из Саудовской Аравии. Похоже, что главной причиной здесь было то же, что в любой этнической чистке – албанцы просто стремились избавиться от всего неалбанского и завладеть всем имуществом, находящимся на данной территории. Именно поэтому албанцы хотят вырвать все сербское из своей среды. Церкви, монастыри, кладбища – все это – символы присутствия какого-либо народа и его национального самосознания, поэтому даже простые хулиганы инстинктивно понимают, что разрушение этих символов будет ясно провозглашать: враг будет уничтожен.

В заключение следует отметить, что хотя этнические чистки главным образом представляют собой политический процесс, они носят определенный религиозный подтекст. Глубоко в подсознании балканских народов заложено этно-религиозное разделение людей на «православных», «католиков», «христиан» или «мусульман». Все эти штампы всегда присутствовали на знаменах многовекового противоборства. По-настоящему действенным средством преодоления этого наследия были бы терпимость, соблюдение прав человека и межрелигиозный диалог, но как раз этого на Балканах не хватает больше всего.

Пол Мойжес – профессор религиозных исследований Колледжа Розмонт (Rosemont College), Пенсильвания, один из редакторов Журнала экуменических исследований, а также Религии в Восточной Европе.

Источники:

1. По словам подполковника польского спецподразделения полиции Ежи Жеситински: «Для всех нас это было большой неожиданностью». Николас Вуд, «Пожар в Косово разгорается вновь после вспышек массового насилия» Нью-Йорк Таймс, 24 марта 2004.

2. «Шестеро погибших и сотни раненых в результате столкновений в Косово», Нью-Йорк Таймс, 17 марта 2004. (http://www.nytimes.com/apolin.../AP-Kosovo- Clashes.html?hp=&pagewanted=print&position). Для получения более полной информации, см. Николас Вуд, «Пожар в Косово разгорается вновь после вспышек массового насилия» Нью-Йорк Таймс, 24 марта 2004

(http://www.nytimes.com/2004/03/24/intern.../24KOSO.html?hp=pagewanted=print&position).

3. Бранко Белаяк, «Косово и Сербия: ситуация хуже, чем считалось раньше, вспышки насилия в Монтенегро, Боснии и Македонии», Форум 18, 24 марта 2004 (http://www.forum18.org).

4. Там же, В-92 Информационное агентство (Белград), 19 марта 2004 (http://www.b92.net/english/news/index.php?nav_id=25794&dd=02&mm=12&yyyy=2003) . См. также Бранко Белаяк, «Косово: православная церковь забросана ручными гранатами» Форум 18, 19 декабря 2003 (http://www.forum18.org).

5. В-92 Информационное агентство (Белград) http://www.b92.net/english/news/index.php?nav_id=25794&dd=02&mm=12&yyyy=2003).

6. Ассошейтед Прес, «Расследование: сербы невиновны в смерти подростков», Philadelphia Inquirer,29 апреля 2004.

7. Об этом не раз предупреждали заранее. Одно из таких заявлений сделал епископ Артемий во время своего доклада «Многонациональное Косово: дипломатическая мечта или балканская реальность», сделанного в Центре западной политики, Вашингтон, США, 29 января 2004 (полный текст выступления находится в распоряжении автора).

8. Сербское правительство выделило специальные средства, которых хватит на то, чтобы восстановить Белградскую мечеть Байракли, беря тем самым на себя ответственность за возмещение причиненного ущерба.

9. Пол Мойжес, Югославский ад: этно-религиозные войны на Балканах (Нью-Йорк: Континуум, 1995), 125.

10. Пол Мойжес, «Религия и вооруженная гуманитарная интервенция в бывшую Югославию» в кн. Религия, законность и роль вооруженных сил: исследование их влияния на конфликты и способы их разрешения, под ред. Дж. И. Коффи и Чарльза Т. Мэттьюса (Ardsley, NY: Transitional Publications, 2002), 129-44.

11. см. В-92 Информационное агентство (Белград).

12. Лоуренс А. Уззел, «Перемены в религиозной ситуации в Косово», http://csmonitor.com/2004/0520/p09s02-coop.html.

13. см. веб-сайт http://serbianna.com  и особенно http://www.kosovo.net/?1-node/view/6.

 


The East-West Church Report

Dr. Geraldine Fagan, Editor
PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Subscription Information

Annual subscriptions are $23 individuals and $54 for institutions.