Лоуренс Уззелл

(Lawrence Uzzell, “Religious Freedom and the National Interest.”)

До настоящего момента ни одно иностранное правительство не лишилось ни единого доллара из фондов гуманитарной помощи, предоставляемой США, по причине нарушений им норм религиозной свободы. Угроза подобных санкций помогла изменить ситуацию в ельцинской России в 1997г, когда был принят закон, возвращавший строгое государственное регулирование всей религиозной жизни – первый очевидный и узаконенный шаг назад в начатых самим Ельциным на заре 90-х гг. демократическихреформах. Неожиданно резкая реакция Вашингтона включала в себя введение поправки по ассигнованиям, предложенной сенатором от Орегона Гордоном Смитом, что создавало для Кремля реальную угрозу потерять большую часть финансовой помощи Вашингтона.

Хотя Государственный Департамент, как и ожидалось, был напуган поправкойСмита, некоторые из его сотрудников рассказывали мне, что сами использовали ее в качестве аргумента при переговорах с российским правительством. Данная поправка представляла собой классический сценарий «плохой полицейский/хороший полицейский», где Посольство США уговаривало российскую сторону пойти на уступки сторонникам жестких мер с Капитолийского холма. Следствием этого стало значительное ослабление закона 1997 в его практическом применении, особенно в той его части, которая касалась западных миссионеров и их российских партнеров. Данный эпизод является проявлением более глобального принципа, описанного мне Алленом Хертцке из Университета Оклахомы во время телефонного разговора: «тихая дипломатия и позиция «громогласного обличения и порицания» взаимно дополняют друг друга».

К сожалению, главный вывод, который можно сделать из ельцинского закона о религии и его частичного претворения в жизнь, состоит в том, что игра в «разделяй и властвуй» пользуется все тем же успехом. После 1997 г. администрации Ельцина и Путина стали поощрять разделения не только между религиозными течениями, но и внутри самих церквей. К примеру, в настоящее время в России существует как одобренный государством баптистский союз, так и несанкционированный, между которыми существуют все те же непримиримые разногласия, что и в советское время. Неодобряемые государством баптисты представляют собой группу независимых «инициативников», которые отделились от полугосударственного Баптистского союза несколько десятилетий назад из-за его компромиссов с советской властью, среди которых,

например, было обязательство не преподавать детям основы христианской веры. Большинство американских миссионерских организаций, в частности те, что спонсируются Южно-баптистской конвенцией, предпочитают работать с более крупным и имеющим лучшие связи Баптистским союзом. Обычно ни они, ни Государственный Департамент никогда не выступают в защиту крайне изолированных «инициативников».

Лоуренс Уззелл – президент организации Международное наблюдение за религиозной свободой, Уолдорф, Мэриленд. Отредактированный отрывок воспроизводится с разрешения по тексту Во имя национальных интересов 3 (3 марта 2004).


The East-West Church Report

Dr. Geraldine Fagan, Editor
PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Subscription Information

Annual subscriptions are $23 individuals and $54 for institutions.