Алекс Н. Григорьев

(Alex N. Grigor’ev, “A Peacemaker President.”)

На надгробном камне бывшего президента Македонии Бориса Трайковского выгравированы слова из Евангелия от Матфея 5:9: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Борис Трайковский трагически погиб 26 февраля 2004 г., когда в результате плохих погодных условий правительственный самолет, на котором он летел, разбился в горах юго-восточной Боснии и Герцеговины. Стих из Писания – столь же необычен в качестве надписи на могиле балканского политика, как необычен был сам президент Трайковский в политическом котле юго-восточной Европы. Его никогда не считали великим политиком, отцом нации или тем, кто потрясет вселенную. Он даже не возглавлял ни одной политической партии. Тем не менее, люди будут долго вспоминать его из-за его редких качеств и черт характера, которыми он обладал.

У руля неустойчивого государства

Борис Трайковский был вторым президентом Македонии после обретения ею независимости от Югославии в 1991 г. Кроме македонцев в этой очень разнообразной по этническому составу стране, живут албанцы (они составляют почти четверть всего населения), цыгане, сербы, турки, боснийцы и влахи. Помимо внутренних сложностей у Македонии также очень неоднозначные отношения с соседними странами. Греция не признает конституционного названия Македонии. Болгария отрицает, что македонский язык чем-то отличается от болгарского. Сербская православная церковь не согласна с независимостью Македонской православной церкви.

Дар усмирять бушующие воды

Борис Трайковский родился в 1956 г. на юго-востоке Македонии. Он закончил Университет свв. Кирилла и Мефодия в Скопье в 1980 г., со специализацией в сфере коммерческого и рабочего законодательства. Его сравнительно недолгая политическая карьера началась в главном городе Македонии Скопье. В 1998 г., в качестве недавно назначенного замминистра иностранных дел, он занимался проблемой беженцев, вызванной конфликтом в соседней с Македонией сербской провинцией Косово. Годом позже он был избран президентом страны, получив на выборах 52% голосов во втором круге голосования. Хотя в прошлом он был верным членом Внутренней Македонской Революционной Организации – Демократической Македонской Партии Национального Единства (ВМРО-ДМПНЕ), в 2001 г. Трайковский отказался последовать партийной линии в ходе короткого, но кровавого инцидента, в котором приняли участие албанские повстанцы. Правительство склонялось в сторону жестких мер и требовало применения любых военных ресурсов для нападения на восставших и те албанские деревни, где они укрывались. Однако президент избрал более умеренную политику, применив жесткие действия полиции, которые сопровождались переговорным процессом.

Трайковский был главным архитектором Охридского соглашения о принципах, подписанного лидерами четырех крупнейших македонских политических партий. Эта мера успешно завершила вооруженный конфликт и открыла дорогу позитивным конституционным и законодательным реформам, давшим больше прав этническим албанцам и передавшим значительные полномочия из рук национального правительства в муниципалитеты. Он также участвовал в попытках создать Адриатическую хартию – региональное объединение, куда вошли бы Албания, Хорватия и Македония для дальнейшего присоединения к НАТО. Он был верным сторонником диалога на Балканах, часто приглашал региональных лидеров в Македонию и проводил форумы с политиками соседних стран. Кроме этого, он много усилий прилагал к тому, чтобы Македония стала частью Европейского союза.

Если Охридское соглашение будет полностью выполнено, а диалог между этническими общинами Македонии осуществлен в соответствии с замыслами Бориса Трайковского, у Македонии появятся очень хорошие перспективы. Своим стремлением утвердить добрососедские отношения, мир и примирение Борис Трайковский завоевал к себе большое уважение за рубежом, особенно на Западе. Как сказал один из лидеров политической партии Трайковского на недавних похоронах президента: «Это трагедия для нас, но радость для тебя, что сегодня мы, наконец, понимаем, что во всем мире тебя уважали больше, чем в твоей родной стране».

Даже своей смертью Трайковский смог сделать то, что другие до него сделать не могли – объединить всех граждан Македонии, вне зависимости от их национальной принадлежности. Во время его похорон 5 марта при виде нескольких сотен тысяч людей, создавших живой коридор для президентского траурного кортежа, просто захватывало дух.

Лидер по личным качествам и вере

Но это еще не все. Это «еще», возможно, и является тем, из-за чего президента Трайковского будет так не хватать его собственному народу и всему международному сообществу. Характер Бориса Трайковского неизменно выделял его среди других людей. Он действительно был необычным человеком: тихий и честный президент, уважающий других, открытый и искренний, добрый и мягкий. Помимо этого, в море коррупции, которое всегда бушует вокруг политики, он ни разу не был причастен к какому-либо скандалу. Борис Трайковский также никогда не стеснялся говорить о своей вере. Однажды он заметил: «Ключ к настоящим переменам в Македонии заключен в Иисусе Христе, в том, чтобы люди по-настоящему узнали Господа Иисуса, я вижу единственный способ достичь этого – через продолжительную молитву».

В преимущественно православной стране со значительным мусульманским меньшинством, президент Трайковский был методистом. Более того, перед тем, как стать президентом, он сам являлся пастором и главой Объединенной методистской церкви в бывшей Югославии. Кроме попыток объединить разрозненные этнические общины своей страны, он стремился также к объединению христиан. Во время одного церковного собрания он сказал: «Я знаю, что мы принадлежим к разным деноминациям, но в Иисусе Христе мы все одинаковы. Мы все можем сказать, что знаем Господа Иисуса Христа как своего личного Господа и Спасителя, и я могу сказать, что Он мой Господь и мой Спаситель».

Впервые я встретился с президентом Трайковским на первом Македонском молитвенном обеде, организованным им. На этом собрании, где присутствовали лидеры различных македонских религиозных объединений, правительственные и оппозиционные политики, а также иностранные дипломаты, он процитировал свой любимый псалом (132:1): «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!». Стих, предшествующий тому, что написан на могильном камне президента Трайковского в Скопье, звучит так: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Это обетование Божье Борису Трайковскому, несомненно, уже исполнилось.

Алекс Григорьев – старший программный куратор Проекта межэтнических взаимоотношений, Принстон, Нью-Джерси.


The East-West Church Report

Dr. Geraldine Fagan, Editor
PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Subscription Information

Annual subscriptions are $23 individuals and $54 for institutions.