Скотт Клингсмит

У Польской Католической Церкви древняя миссионерская традиция. На сегодняшний день по всему миру служит более 1000 польских католиков-миссионеров. Один польский специалист в области миссиологии даже утверждает, что за границей работает примерно 6000 польских миссионеров. Один пример: около трети всех католических священников Австрии - поляки. Даже во время коммунистического режима польские миссионеры служили за пределами своей родной страны.

Библейская Миссионерская Ассоциация

Протестантское миссионерство гораздо моложе – хотя и раньше в Россию и Украину приезжали польские сотрудники миссии для студентов Campus Crusade и миссионеры из некоторых польских поместных церквей – его следует связать с началом деятельности Библейской Миссионерской Ассоциации, образованной в 1995 году. Это первая польская протестантская миссионерская организация, обладающая специфической целью - посылать миссионеров в другие страны и культуры. Она состоит из четырех направлений: Миссия для Востока (МдВ), Виклифф-Польша (В-П), Миссия для поляков на Востоке и Служение Украине. В 1995 году первые две из этих ветвей были маленькими миссионерскими инициативными группами, пытавшимися независимо друг от друга получить юридическое признание польского правительства. Они узнали друг о друге и решили объединить свои усилия, чтобы упростить процесс регистрации. У них общий совет директоров, офис и бухгалтерия, но в аспектах миссионерского направления и целей они действуют независимо. Штаб-квартира Миссии для Востока находится во Вроцлаве, это юго-западе Польши, у нее, в основном, баптистские и Навигаторские корни. Цель ее миссии - бывший Советский Союз, особенно Средняя Азия, методика - евангелизация и основание новых церквей. Виклифф- Польша со штаб-квартирой в Устроне на юге центральной части Польши обязано своим происхождением лютеранству и Виклиффу. Сотрудники этой организации работают по всему миру от Мали до Средней Азии и Австралии, их основная работа - перевод Библии Виклиффа и преодоление безграмотности.

Третья ветвь, Миссия для поляков на Востоке, работает с польскими меньшинствами в Литве. Четвертое и самое молодое движение - Служение Украине - недавно присоединилось к Библейской Миссионерской Ассоциации (BSM - ее родной польский акроним). Инициативу создания этого служения проявил президент BSM (на настоящий момент он также является директором Виклифф-Польши), эта организация занимается служением цыганам в некоторых деревнях западной Украины, помогает одеждой, поддерживает школьных учителей, организует обеды для школьников и финансирует строительство церковных зданий. А Виклифф-Польша участвует в программе повышения грамотности в школах.

Первая семья протестантских миссионеров выехала из Вроцлава в Среднюю Азию в 1993 году, присоединившись к уже существовавшей там команде американцев. До тех пор, пока евангельские миссионерские организации не проявили интерес к в тем местам, польское семейство жило лишь на небольшую финансовую помощь от друзей, не имея никаких гарантий продолжения финансирования. В 1994 году вслед за ними из Польши отправилась еще одна миссионерка. В 1995 году была основана BSM, отчасти именно из-за необходимости финансовой поддержки этих уже трудящихся на ниве служения миссионеров. К лету 2000 у BSM было уже 12 миссионеров, работающих в самых разных уголках мира, включая Танзанию, Мали, Литву, Казахстан, Россию и Узбекистан. В Англии и Австралии миссионеры BSM проходят подготовку для дальнейшего служения. В миссии сейчас около 50 членов, которые платят ежегодные взносы и периодически встречаются. Помимо отправки и поддержки миссионеров, BSM спонсирует несколько проектов, самым большим из которых является издание Нового Завета на одном из языков народности Туарегов в Мали. Еще один проект - гуманитарная и образовательная помощь цыганским общинам в Украине. В Центральной Азии миссионеры BSM открыли англоязычную школу и несколько коммерческих фирм, с помощью которых они частично финансируют свое служение. BSM издает периодический журнал Idzcie [Иди].

Миссия для Востока

Миссию для Востока (МдВ) организовали два человека, связанные с Библейской Богословской Семинарией (ББС) во Вроцлаве. В поездках по Советскому Союзу до и после Польской Революции 1989 года они увидели, что в этой части света очень большой объем миссионерской работы для поляков. Первые польские миссионеры посетили с кратковременным визитом в Среднюю Азию в 1992, тогда и появилось у них видение долгосрочного служения. В следующем году они вернулись почти без денег, ехали 6 дней на поезде и понятия не имели, чего им ожидать. Затем вновь созданная организация Миссия для Востока смогла найти деньги для поддержки этих людей и других присоединившихся к ним миссионеров.

Виклифф-Польша

Виклифф-Польша (В-П) образовалась на почве контакта одного польского евангелиста с директором Виклифф-Германия, эти контакты установились между ними на конференции евангелистов в Восточной Германии в 1990 году. Польский евангелист пригласил директора Виклифф-Германия в Польшу, они вместе ездили по стране, общаясь с церквями и студентами. В 1992 году они организовали первый мини-курс Летнего Лингвистического Института, на котором присутствовало 20 участников со всей Польши. В последствии была основана миссионерская организация, связанная с Виклифф Интернешенл, цель которой - развивать и поддерживать польское миссионерство.

Польские миссионеры, отправляющиеся на Восток, свидетельствуют, как Бог готовил условия для этой миссии. Во времена коммунистического правления в школе их насильно заставляли учить русский язык, но они этот предмет ненавидели и не уделяли ему особенного внимания. Однако теперь, когда поляки получили возможность работать в Средней Азии, русский язык стал в работе поляков основным инструментом. Президент ББС говорит: "Забавно, у Бога поразительное чувство юмора: то, что в прошлом использовалось как способ подавления, в новых обстоятельствах помогло этим ребятам говорить о Евангелии".

Малькольм (Марек) Клегг

Малькольм Клегг - британский миссионер, живущий в Польше с 1983 года. Он работает с Навигаторами, преподает миссионерство в ББС и является президентом МдВ. Малькольм, или Марек по-польски, заработал себе доброе имя. Поляки говорят, что он сильно отличается от большинства Западных миссионеров, поскольку хорошо говорит по-польски и понимает польскую культуру. Приехав в Советский Союз в 1977 в качестве студента, Клегг познакомился с поляками, контрабандой перевозившими Библии в Россию. Он первым из иностранцев увидел, что у поляков есть большой потенциал в миссионерстве, а с момента создания ББС стал работать в этой организации, что предоставило ему возможность влиять на многих студентов. Президент семинарии вспоминает: "С самого начала, именно благодаря Мареку Клеггу мы знали, что сможем изменить образ мыслей молодых лидеров и отправить их за пределы нашей страны".

Буркхард Шеттельндрейер и Юрек Марколь

В 1991 году Буркхард Шеттельндрейер, директор Виклифф-Германия, ездил в Польшу и другие Восточноевропейские страны, рассказывая молодежи о своем видении - идти к тем людям, у которых нет Библии на их родном языке. Он оказал ключевое влияние на Юрека (Ежи) Марколя, одного из основных лидеров польского миссионерства, являющегося сегодня президентом BSM и директором Виклифф-Польши. Юрек стал христианином в 1981 году, когда читал Библию. Вместе с обращением к нему пришло и желание служить. Он тут же захотел поступить в Библейскую школу в Швейцарии, чтобы стать миссионером. Все было готово к отъезду, когда объявление в Польше военного положения разрушило всякую надежду для Юрека и его жены выехать за пределы страны. Тем не менее, он выучил немецкий и английский языки, намереваясь использовать их в межкультурном служении. В 1991 году он отправился на конференцию евангелистов в бывшей Восточной Германии, где познакомился с Буркхардом Шеттельндрейером и узнал о служении Виклиффа. Общение с другими миссионерами открыло ему глаза на нужды мира и возможности для работы над переводами Библии. В течение нескольких лет он работал сотрудником общества Виклиффа прежде, чем решил основать польскую организацию, задача которой состояла в переводе Библии и повышении уровня грамотности. Хотя изначально он сам хотел стать миссионером, Марколь увидел, что принесет больше пользы, если останется дома и будет помогать развитию миссионерства.

Анджей Хориза и Збышек Паулак

Анджей Хориза преподает практическое богословие в ББС и является вице-президентом BSM. Интерес к миссиям у него проснулся, когда он читал о гонениях христиан по всему миру. "Определенная литература заставляет думать. Кто-то дал мне экземпляр журнала "Открытые двери" в 1989 – до этого никто не мог достать такую литературу о гонениях христиан в разных странах". После поездки на конференцию "Открытые двери" в 1990 году он решил провести лето в Советском Союзе восточнее Урала. Он создал молитвенную группу в ББС, в которую потом вошла примерно половина студентов семинарии. Молодежь отправилась с ним на Восток, а по возвращении никто уже не мог жить как раньше. Еще один ключевой человек - Збышек Паулак, первый польский миссионер, посланный миссией МдВ. Вместе со своей женой Асей он впервые поехал в Среднюю Азию в 1992 году, чтобы оценить обстановку. В 1993 году они приехали туда на один год, а живут уже 11 лет.

Приблизительное количество участников длительных или краткосрочных поездок от BSM варьируется от десяти до нескольких сотен. Если иметь в виду малое количество евангельских церквей в Польше, это довольно много. Количество людей и церквей, которые поддерживают миссионеров, постоянно растет и, похоже, будет расти и дальше, также как и количество людей, которые готовятся к миссионерскому служению или думают об этом.

Финансирование польских миссий

Финансирование польских миссий выглядит несколько запутанно. С одной стороны, и это позитивный момент, после 1994 года налогообложение в Польше было реформировано, были разрешены благотворительные пожертвования, которые не облаются налогами, и это помогло организациям работать более прозрачно. Директор МдВ сообщает, что на настоящий момент основная поддержка приходит от нескольких христианских бизнесменов, которые щедро жертвуют, помимо этого понемногу жертвуют еще несколько десятков частных лиц и несколько церквей. Хотя у большинства поляков нет привычки регулярно и систематически жертвовать, они все же проявляют большую щедрость, когда видят серьезные нужды, реагируют на них спонтанно, но своевременно. Они много помогали во время наводнений, посылали Библии и одежду в цыганские деревни Украины, поддерживали издание перевода Библии на язык Мали. Подобные инициативы, по мнению одного нашего собеседника, «вдыхают новую жизнь в церкви».

Что вредит финансированию миссий

Есть и негативные моменты. По некоторым данным многие польские церкви постепенно умирают. Достаточно часто можно услышать такие слова: «Церкви до сих пор скорее мертвы, чем живы» или «церкви нужно проснуться». Большинству общин и пасторов не интересны межкультурные миссии, хотя есть и исключения. Многие молодые люди глубоко расстроены ситуацией в своих церквях и хотят, чтобы служение активно продвигалось за пределы церкви. Некоторым общинам сложно понять необходимость служения другим народам и культурам, особенно если даже в соседнем городе нет церкви той же деноминации. Также у евангеликов нет традиции сотрудничества с другими церквями и организациями. Часто пасторы с подозрением относятся к программам, которые не спонсирует их деноминация. Один руководитель говорит: «Люди не привыкли работать вместе. Пятидесятники не работают с баптистами или тем с католиками. Никто не работает с лютеранами, потому что они все равно полукатолики. И что это, кто за этим стоит? Кто этим занимается? Баптисты? Не баптисты? Тогда мне не интересно».

Кроме этого в стране увеличивается бедность. Уровень безработицы очень высок, в некоторых церквях безработными являются до половины всех прихожан. Евангелики, с которыми польские миссионеры поддерживают контакты, обычно принадлежат к более бедной части общества. В добавление к этим трудностям дома, быть миссионером за границей становится все дороже. В качестве примера: когда первые миссионеры отправились в Среднюю Азию, им нужно было $150 в месяц; теперь же им нужно примерно $750 в месяц. Раньше транспортные расходы были очень низкими; теперь нужно примерно $2000, чтобы семья могла переехать на место служения. Вследствие этого, процент финансовой поддержки, поступающей из Польши, становится все ниже. На сегодня МдВ покрывает от 25 до 30 процентов издержек миссионеров, что поставило ее перед необходимостью привлечения поддержки из-за рубежа. Наконец, в тех церквях, где бедность не является главной причиной малых пожертвований, людей больше привлекает то, что за деньги можно купить. Как говорит один из церковных лидеров: «Если вы приедете к нам в воскресенье, вы увидите, что нам приходится сталкиваться с той же проблемой, что и всем другим церквям, - не хватает парковочных мест для машин».

Тем не менее, практически все поляки, участвовавшие в опросе, понимают, что если у людей будет ясное миссионерское видение и мотивация, они будут жертвовать более значительные суммы, пусть даже общая финансовая ситуация будет оставаться довольно сложной. «Я думаю, польская церковь смогла бы с легкостью 100% поддерживать себя и финансировать все свои миссионерские проекты, но, как и многие другие грешники, мы сначала кормим самих себя». Тем не менее, как говорит один миссионерский лидер: «Пришло время помогать тем, кто имеет еще меньше».

Западные миссионеры: за и против

Как и следовало ожидать, мнения о влиянии на польское миссионерское движение Западных миссионеров высказывались очень различные, временами абсолютно противоположные. Некоторые рассказывали о том, как еще во времена до Революции 1989 года они общались с Западными миссионерами из «Операции Мобилизация», Навигаторов и Библейского Заочного Института, которые хотя и не призывали поляков стать миссионерами, однако вложили в сердца молодых лидеров твердое убеждение, что необходимо активно говорить о своей вере неверующему миру. Эти миссионеры стали для них примером христиан, готовых на любые жертвы, чтобы помочь людям в других странах.

Другое мнение состоит в том, что Западные миссионеры не оказали абсолютно никакого влияния на польское миссионерство: ни позитивного, ни негативного, за редким исключением в лице Марека Клегга, который не видится типичным Западным миссионером. Третье мнение состоит в том, что миссионеры сыграли серьезную роль. Один пастор назвал миссионеров из SEND International и CBI, особо отметив одну женщину, которая стала примером миссионерской жизни для большой группы молодых девушек.

Напротив, Западные миссионеры порой наносят вред полякам: часто они невнимательны, уровень их жизни намного выше уровня жизни местных людей. Польские сотрудники говорят, что к ним относятся как к дешевой рабочей силе, используя лишь в качестве переводчиков, тогда как они и сами могут проповедовать и учить. Они чувствуют, что ими манипулируют, или видят, как иностранные миссионеры манипулируют другими, обещая им деньги или угрожая прекращением финансирования. Теперь, когда поляки сами стали миссионерами, им приходится сталкиваться с такими же проблемами, но наоборот. У них есть деньги и ресурсы, чтобы помогать и служить в более бедных странах. И действительно, в Украине они богачи, приезжающие на некоторое время из-за границы, нанимающие переводчиков. Они пытаются избежать ошибок, от которых сами страдали, когда принимали помощь и иностранных миссионеров, но одновременно они понимают, что решение этих проблем не такое простое, как они раньше думали.

Преимущества польских миссионеров

Респонденты назвали несколько преимуществ польских миссионеров, особенно тех, которые работают в Средней Азии. Многие, особенно старшие, поляки говорят по-русски, что позволяет им быстро включиться в служение. В одной среднеазиатской республике американские миссионеры признали превосходство поляков и даже поменялись с ними местами, поставив во главе деятельности местной миссионерской группы. Во-вторых, их уровень жизни не сильно отличался, по крайней мере, когда поляки начинали свое служение в начале 1990 годов. Для них жить в Средней Азии было достаточно дешево. В-третьих, для них культурные различия не так велики, как для Западных миссионеров, и полякам не нужны визы. Кроме этого, поскольку у поляков не так много денег, они стараются развивать отношения. У людей, которым они служат, тоже мало денег, они тоже ценят отношения. И еще. Опыт жизни поляков во время коммунистического режима подготовил их для служения в определенных странах. Приезжая в Среднюю Азию они имеют тот же опыт страданий, как и те, кто жил в условиях социализма.

Целью МдВ на самом деле было создать альтернативную миссионерскую сеть, которая получала бы

финансирование не с Запада и применяла бы не-западную методологию. "Таким было наше желание с самого начала. Мы все будем делать по-восточному: восточные методы, восточный подход, восточный менталитет, это должно быть эффективно". Коллега добавляет: Мы пытаемся делать что-то, что соответствовало бы нашей славянской атмосфере, суть которой общая для наших культур - отношения". Этот нетрадиционный подход открыл двери там, где для Западных миссионеров путь был закрыт, где чужакам понадобилось бы больше времени для адаптации и эффективной работы.

Скотт Клинсмит является миссионером CBI International, живет в Вене, Австрия. Печатается с сокращениями с разрешения Скотта Клингсмита, "Фаторы возникновения миссионерских движений в Восточной и Центральной Европе", докторская диссертация, Международный университет Троицы, 2002.


The East-West Church Report

Dr. Geraldine Fagan, Editor
PO Box 76741
Washington, DC 20013   
USA

Subscription Information

Annual subscriptions are $23 individuals and $54 for institutions.